Понятие и форма правовой доктрины. Правовая доктрина(как источник права)

Остроумов С. В., Остроумов Н. В.

1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА

Остроумов Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

[email protected]

Остроумов Николай Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются наиболее

характерные черты и отличительные особенности, присущие доктрине как источнику права, формы ее внешнего выражения, а также причины ее признания источником права. Приводится анализ достоинств и недостатков доктрины как источника права.

Ключевые слова: правовая доктрина, источник права, формы выражения доктрины, признание доктрины.

SPECIFIC FEATURES OF THE DOCTRINE AS A SOURCE OF LAW

Ostroumov Sergey V., cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of the Theory and History of State, Nizhny Novgorod State Lobachevsky University.

[email protected]

Ostroumov Nikolay V., cand. Sci. (Law), Associate Professor, Civil Law and Process Department, Nizhny Novgorod State Lobachevsky University.

[email protected]

Annotation: the most characteristic features and particularities of a doctrine as a source of law are considered, as well as forms of its external expression and the reasons for recognizing it as a source of law. Some advantages and disadvantages of the doctrine as a source of law are analyzed.

Keywords: law doctrine, source of law, forms of expressing the doctrine, acknowledgement of the doctrine.

Чтобы в полной мере рассмотреть проблему доктрины как источника права, необходимо подробно остановиться на ее признаках и особенностях.

Правовая доктрина как наука или господствующие в обществе представления о праве обладает следующими чертами источника права:

Это теория или совокупность знаний, представлений о праве данного общества, содержании отдельных правовых норм, конкретных способах решения юридических казусов;

Необходимость существования правовой доктрины предопределяется общественными потребностями в стабильности и порядке отношений между людьми. В способности правовой доктрины удовлетворять человеческие потребности в правовом регулировании общественных отношений проявляется её социальная ценность;

Правовая доктрина имеет объективированную форму в виде письменных комментариев, учебников, пособий, и т.п. или устных мнений, высказываемых учёными в суде. Правовая доктрина - неписаный источник права, который обнаруживает себя в непосредственном действии права - при формировании нормативного регулятора и

воплощении его в жизнь. Например, в устной форме правовая доктрина широко использовалась в римском частном праве классического периода, когда претор разрешал спор, основываясь на мнении, которое высказывал приглашённый в разбирательство авторитетный и уважаемый юрист;

Правовая доктрина создаётся учёными-юристами. Научные представления о праве формируются в результате проведенных исследований, направленных на познание сущности правовых явлений и практическое совершенствование права. Важно отметить, что не любое учение о праве приобретает характер источника права. Для того чтобы стать источником права, правовая доктрина должна быть официально признана обязательной для правоприменительных органов в нормативноправовых актах либо неофициально юридической практикой. Придание той или иной правовой концепции юридической обязательности определяется её научным авторитетом среди учёных и практиков. Например, в 426 году в Римской империи был принят Закон о цитировании - Lex citationis. Данным законом предписывалось считать источниками права труды пяти римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина)1. В Англии, напротив, в Средние Века за правовой доктриной утвердился статус источника права благодаря деятельности судов. Таким образом, применение правовой доктрины при разрешении юридического дела, в конечном счете, зависит от воли суда или другого правоприменительного органа. В связи с этим правовая доктрина обладает и такой особенностью -получив объективную форму, она отрывается от её создателя и не может быть изменена. Даже если в последующем автор доктрины пересмотрел свои взгляды, это не скажется на её применении судами;

Правовая доктрина включает в себя не только научно доказанные и достоверные знания о праве, но и вероятностные суждения, не обладающие свойствами истинности и обоснованности. Иными словами, правовая доктрина, будучи результатом мыслительной деятельности человека, носит идеологический характер и нередко выражает те или иные идеалы, ценности. Например, советская правовая доктрина, опираясь на не установленную научным образом закономерность смены капитализма социализмом, создала образ идеального общества, в котором государство и право отомрут, а отношения будут упорядочиваться правилами коммунистического общежития;

Правовая доктрина выражает интересы тех или иных слоев общества. Так, концепция естественных прав человека, общественного договора возникла в недрах зарождавшегося в Европе класса буржуазии -торговцев, промышленников, банкиров, инициатива которых сковывалась феодальными порядками неравноправия сословий и королевским абсолютизмом. Советское право первоначально открыто называлось правом класса трудящихся, а позднее стало именоваться общенародным правом. Та или иная правовая доктрина может быть использована для оправдания противоречащих

1 Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. - М.: Зерцало, 2000. С. 57.

Бизнес в законе

конституционному порядку действий государственных органов.

А.А. Васильев высказывает мнение, что правовая доктрина - не просто источник права. Она является основным и первичным источником права. Свою позицию он обосновывает следующим. Официально признаваемая в данном обществе правовая доктрина пронизывает всю правовую систему и механизм правового регулирования. Законодательство является отражением господствующих в данном обществе представлений о сущности и назначении права в обществе. Правовая доктрина наполняет содержанием юридическое образование и формирует правосознание, как профессиональных юристов, так и граждан. Правовая доктрина имеет регулятивный характер и юридическое значение, когда является частью правового сознания субъекта2.

Признание правовой доктрины в качестве источника права обусловливается следующими причинами.

Во-первых, формальная определённость правовой доктрины достигается с помощью письменной формы выражения произведений юристов и известности доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права.

Во-вторых, общеобязательность правовой доктрины вытекает из авторитетности, уважения к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе.

Наконец, реализация правовой доктрины обеспечивается государственным санкционированием в нормативно-правовых актах или судебной практике, хотя правовая доктрина может действовать de facto без одобрения официальными органами.

Формами выражения правовой доктрины выступают:

Принципы права как основополагающие идеи, выражающие сущность и назначение права и пронизывающие процесс формирования и реализации права (принцип равноправия, справедливости, законности, гуманизма, ответственности за вину и

Доктринальное (научное) толкование правовых

Определения юридических понятий и категорий (вина, ответственность, договор, имущество и др.), необходимые для единообразного понимания и применения права на практике;

Юридические конструкции, отражающие

закономерности, логику организации правовой материи. Профессор С. С. Алексеев по данному поводу отмечает: «... юридические конструкции

конституируют строго определённую модельную схему или типовое построение правомочий, обязанностей, ответственности, процедур, носящих математически строгий характер» . К юридическим конструкциям относятся состав правонарушения, структура нормы

2 Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историкотеоретические вопросы: диссертация кандидата юридических наук. - Москва: РГБ, 2007. - [Электронный ресурс].

3 Захаров, АЛ, Межотраслевые принципы права. - Самара, 2004. С. 68; Овод, А.В. Принцип законности в публичном праве. Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук, Казань, 2005.

4 Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм права: Учебное пособие.-М., 2000. С. 53-57.

5 Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение,

социальная ценность: Норма, 2001. С. 43.

права и правоотношения, юридическая ответственность, договоры и др.;

Правила разрешения юридических коллизий

(противоречий) между правовыми нормами. Так, профессор А.Ф. Черданцев пишет: «К числу правил, имеющих цель обеспечить действительное непротиворечие друг другу норм одной системы права, относится также следующее правило, сформулированное ещё римскими юристами: lex

posterior degorat legi prior (последующий закон по тому же вопросу прекращает действие предыдущего). Хотя указанное правило не зафиксировано в российском законодательстве, однако его можно считать

составной частью системы права»6;

Юридическая техника, или правила и приёмы составления и оформления правовых актов;

Юридические догмы;

Правовые позиции;

Правовые преюдиции.

К достоинствам правовой доктрины как источника права А.А. Васильев относит следующие:

Научную достоверность, выражающую

соответствие представлений учёных юридической действительности и согласование их с господствующими в обществе правовыми парадигмами;

Аргументированность, обоснованность

проведёнными исследованиями и юридическими

экспериментами - нормами положительного права, материалами юридической практики,

социологическими, историческими и сравнительноправовыми эмпирическими данными;

Гибкость к изменяющимся условиям жизни,

способность предложить решение оригинального и нетипичного юридического казуса;

Предвидение перспектив эволюции права, опережение общественной жизни;

Убедительность и авторитетность, выражающиеся в следовании учёными этическим императивам служения истине, научной честности, коллективному скептицизму и стремлению к духовно-нравственному совершенствованию общества на началах добра и справедливости;

Общепризнанность, граничащая с

общеобязательностью, и обусловленная принятием доктринальных представлений сословием юристов и общественным сознанием в качестве истинных и необходимых для установления порядка в социальной жизни;

Доступность для субъектов права и правоприменителей трудов учёных-юристов, экспертных заключений, общепринятых правовых идей в виде сентенций, принципов, аксиом;

Письменная форма выражения, позволяющая установить содержание правовой доктрины;

добровольность соблюдения правовой доктрины в силу её убедительности и признания в юридических кругах и обществе;

Способность дать ответ на вопросы, возникающие в практике правоприменения (пробелы в праве, неясность и противоречивость законодательства);

Способность учесть обстоятельства конкретного дела и как следствие найти юридически верное и справедливое решение, которое не может быть

6 Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. - М, 2003. С. 46.

Остроумов С. В., Остроумов Н. В.

обеспечено применением словами К. Маркса «равной меры к неравным людям»;

Сохранение правовой доктриной национального юридического опыта, обеспечение его преемственности, органического развития и трансляции из поколения в поколение.

С другой стороны, правовая доктрина как источник права таит в себе опасности для правопорядка. Прежде всего, правовая доктрина, неразрывно

связанная с идеологией, может стать способом для защиты групповых или личных интересов и привести к несправедливости. Кроме того, неписаный характер правовой доктрины, её неопределённость может стать причиной различного решения одинаковых, типичных юридических случаев, то есть внести разнобой, путаницу и неравенство в социальный порядок7.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание,

назначение, социальная ценность: Норма, 2001.

2. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права:

историко-теоретические вопросы: диссертация

кандидата юридических наук. - Москва: РГБ, 2007. -[Электронный ресурс].

3. Захаров А. Л. Межотраслевые принципы права. -Самара, 2004. С. 68; Овод, А.В. Принцип законности в публичном праве. Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук, Казань, 2005.

4. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. - М.: Зерцало, 2000.

5. Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм права: Учебное пособие.-М., 2000.

6. Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. - М,

7. Остроумов С.В., к.ю.н., Остроумов Н.В., к.ю.н. Суд в системе политических институтов США конца XVIII -начала XIX веков. // Пробелы в российском законодательстве №2, 2012.

8. Остроумов Н.В., к.ю.н. К вопросу о практической составляющей категории должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе контрагента. // Бизнес в законе №2, 2012.

1. Alekseev S.S. Taina prava. Ego ponimanie, naznachenie, sozialnaya zennost: Norma, 2001.

2. Vasiliev A.A. Pravovaya doktrina kak istohnik prava:

istoriko-teoretihesckie voprosy: dissertaziya kandidata

uridihesckih nauk. - Mosckva: RGB, 2007. - .

3. Zaharov A.L. Megotraslevue prinzipu prava. - Samara,

4. Ovod, A.V. Prinzip zakonnosti v publichnom prave. Avtorepherat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata nauk, Kazan, 2005.

5. Puhan I., Polenak-Akimovsckaya M. Rimsckoe pravo. - M.: Zersalo, 2000.

6. Sozuro L. V. Neophizialnoe tolkovanie norm prava: Uchebnoe posobie. - M. 2000.

7. Cherdanzev A. Ph. Tolkovanie prava i dogovora. - M, 2003.

РЕЦЕНЗИЯ

Объектом исследования представленной научной статьи являются характерные признаки и особенности правовой доктрины как источника права. Авторами рассматривается, каким образом формируется правовая доктрина, что включает в себя, в какой форме объективируется, а также какими свойствами должна обладать правовая доктрина, чтобы иметь силу источника права.

Научная ценность работы состоит в том, что помимо характеристики основных признаков правовой доктрины, авторами также дается оценка доктрины как источника права с точки зрения ее положительных и отрицательных сторон.

Теоретическая значимость статьи заключается в актуальности и проблемности выбранной темы. Результаты исследования могут применяться при изучении широкого круга вопросов, в том числе современных источников российского права.

Работу отличает четкость изложения и структурированность материала. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, д.ю.н., профессор

Галай Ю. Г.

7 Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историкотеоретические вопросы: диссертация кандидата юридических наук. - Москва: РГБ, 2007. - [Электронный ресурс].

Термин "доктрина" употребляется в юриспруденции в нескольких значениях:

1) как философско-правовое учение, теория; 2) как мысли выдающихся ученых-юристов по тем или иным теоретико-прикладных проблем юридической науки; 3) как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; 4) как комментарии актов законодательства (кодексов, законов).

Итак, правовая доктрина - это признанные юридическим сообществом идеи, концепции и теории, которые используются в качестве вспомогательного средства для определения содержания правовых норм.

Впервые профессиональное мнение выдающихся юристов активно использовалась как источник права в Древнем Риме. При рассмотрении спорных вопросов стороны, участвовавшие в процессе, обращались к признанным юристов (Гай, Павел, Ульпиан, Модестин, Папиниан и др.) С просьбой высказать свое мнение по тем или иным вопросам относительно надлежащего применения права. Судья рассматривал такие мысли как "общеобязательное правило поведения - источник римского права".

Правовая доктрина сыграла значительную роль в процессе становления романо-германского права, сформировалось под влиянием известных юридических научных школ (глоссаторов, постглоссаторов), ячейками которых стали первые европейские университеты. Благодаря их деятельности доктрина течение длительного времени оставалась основным источником права в романо-германской правовой семьи. Она также заметно повлияла на формирование англо-саксонского права, которое опиралось на труды таких известных юристов, как Брэктон, Гленвилл, Кок, Блекстоун и др.

На ранних стадиях развития религиозных правовых систем решающее значение имела религиозная доктрина. Она понималась в широком смысле: и как писания богословов, и как мнения разных академических школ, и как взгляды на идеи относительно понимания и толкования религиозных текстов.

Сегодня правовая доктрина относится к вторичных, убедительных (авторитетных) источников как романо-германского, так и англосаксонского права. Особое значение она хранит в странах религиозных правовых систем. Доктрина обеспечивает критический анализ права, выявление пробелов и коллизий в праве и определения путей их преодоления.

В XX в. в Европе распространилась практика формирования доктрины высшими судебными инстанциями (прежде всего конституционными и верховными судами), что позволило совместить фундаментальное теоретическое знание и значительный практический юридический опыт.

В Украине важным субъектом формирования правовой доктрины выступает Конституционный Суд Украины, который преподает собственное понимание духа Основного Закона Украины и текущего законодательства. Закреплены ним в правовых позициях доктринальные положения усиливаются благодаря общеобязательности решений органа конституционной юрисдикции. В свою очередь, Конституционный Суд при вынесении своих решений опирается на мнения выдающихся ученых-юристов, выводы ведущих юридических научных учреждений и учебных заведений.

Влияние доктрины на правоприменение проявляется, в частности, в том, что правоприменительные органы в своей практике опираются на доктринальное толкование актов законодательства. Его авторитет заключается не в формальной обязательности, а в убедительности предложенных выводов и высокой квалификации лиц, осуществляющих такое толкование. Правовая доктрина также оказывает существенное влияние на практическую юриспруденцию через научно-практические комментарии к актов законодательства (УК, ГК и др.), Которые служат важными ориентирами для правоприменительной практики.

Кроме того, правовая доктрина выступает вторичным, убедительным источником права, обеспечивая дополнительную юридическую аргументацию при решении конкретных дел. Так, в австрийском суде до сих пор ссылаются на доктринальные взгляды Г. Кельзена.

В XX в. все большее значение приобретают целостные систематизированы доктрины , которые сложились в результате многолетней академической и практической деятельности юристов, на которые непосредственно опираются суды и другие правоприменительные субъекты. Например, в странах англо-американского права к ним относятся доктрина обязательности соблюдения прецедента (stare decisis), доктрина верховенства парламента. В судебной практике США активно применяются многочисленные судебные доктрины, в частности доктрина "политического вопроса", согласно которой суды не могут решать дела, в которых нарушаются политические вопросы, поскольку они подлежат разрешению политическими ветвями власти (законодательной и исполнительной).

В Украине правовая доктрина также играет важную роль в процессах нормотворчества. Ее влияние заключается в том, что правовая доктрина:

1) создает тезаурус (словарь) правовых понятий и категорий, который использует законодатель;

2) выступает методологической основой подготовки законопроектов;

3) отражается в законодательных актах, обеспечивается государственной поддержкой.

Например, Конституция Украины является воплощением философско-правовых идей приоритета прав человека, верховенства права, правового государства, разделения властей. Общетеоретические и отраслевые доктрины воплощаются в правовых предписаниях и на уровне обычного (текущего) законодательства. Следовательно, правовая доктрина воспроизводится в смысле первичных источников права и таким образом приобретает нормативного, общеобязательного характера.

Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Она связана с правом Древнего мира, но более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана.

Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. Роль доктрины проявляется в том, что именно она создаёт словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Доктрина в романо-германской правовой семье не является источником права, роль доктрины важна в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Добавим к этому влияние, которое доктрина может оказывать на самого законодателя; последний часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные его предположения.

Но из выше изложенного никоим образом речь не идет о преуменьшении роли законодателя. Эта роль имеет в первостепенное значение и её сохранение в современных условиях считается прогрессом и подлинной необходимостью. Однако признание важной роли законодателя не должно вести нас к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона. В действительности все это гораздо сложнее. Доктрина влияет на законодателя; здесь она является лишь косвенным источником права. Но доктрина играет также роль в применении закона.

Доктрина имеет важность, так как именно она создает в различных странах разный инструментарий для работы юристов. Сотрудничество юристов не только в применении, но и в выработке права проявляются в романо-германской правовой семье также в использовании некоторых «общих принципов», которые юристы могут иногда найти в самом законе, но которые они умеют в случае необходимости находить и вне закона. Ссылка на эти принципы и их использование труднообъяснимы для теоретиков законодательного позитивизма. Эти принципы показывают подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент; они раскрывают также характер не только систем законодательных норм, но и права юристов в романо-германской правовой семье.

Английская правовая система включает "Общее право", "Статутное право" (законодательство) и "Право справедливости". Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

Общее право Англии первоначально сложилось в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались сложившейся системой юридических принципов. Система принципов, на которых основывались судьи, была обязательна для всех судов при вынесении ими решений. Таким образом, выработалось правило прецедента - однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел.

Мусульманская правовая семья.

Особое значение доктрины для развития мусульманского права объясняется не только наличием множества пробелов, но и противоречивостью Корана и сунны. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, а значит, считаются вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации.

Шариа́т – (правильный) путь, образ действия) – совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное». Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Шариат опирается на Коран и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.

Если в VII-VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали Коран и сунна, а также иджма и «высказывания сподвижников», то, начиная с IХ-Х вв., эта роль постепенно перешла к доктрине.

Современную мусульманско-правовую доктрину как источник права следует рассматривать в нескольких аспектах. В ряде стран (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива) она продолжает играть роль формального источника права, в других (Египет, Турция, Марокко) допускается субсидиарное использование мусульманского права при наличии пробелов в нормативных правовых актах.

Правовая доктрина Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.).

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения.

Для романо-германской правовой семьи характерным источником права в течение длительного времени считалась и считается правовая доктрина. В иудаизме источником права выступает Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран -- священная книга ислама, Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества» и кияс, или суждение по аналогии.

В РФ правовая доктрина источником права не признается. В то же время компетентные научные труды, толкование конституционного законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) являются своего рода руководящими началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы конституционного права.

Термин «доктрина» употребляется в самом широком смысле, а именно:

  • а) как учение, философско-правовая теория;
  • б) как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения;
  • в) как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права;
  • г) в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов, «аннотированных версий» (моделей) различных нормативно-правовых актов.

Для такого источника права как доктрина, замечают исследователи, «необходим динамический фактор. Имеется в виду ее авторитетность, востребованность, влиятельность, регулятивный потенциал, убедительность».

Доктрина тесно взаимодействует с наукой. Однако необходимо прочерчивать четкую границу между ними. Уравнивание понятия доктрины и науки - неверный подход. Как подчеркивает С.В. Бошно, для выявления различий между наукой и доктриной важно, что далеко не все идеи, реально определяющие развитие социальных отношений, имеют кабинетное происхождение. У части из них нет точного, тем более единоличного автора, нет определенного, формального места нахождения. Для доктрины принципиальное значение имеет ее действенность, признанность, авторитетность, широта распространения и влияния на общественные отношения, которые позволяют этому явлению претендовать на самодостаточность. Необходимо различать доктрину и идеологию. Доктрина обычно имеет доказательства своих тезисов, она рациональна. Идеология больше адресована сознанию, она тяготеет к религиозным способам воздействия на общество. Сказанное, впрочем, не отрицает, что отдельные идеологические установки имеют доктринальное происхождение. Но то, что презюмируется в идеологии фактом ее происхождения, для доктрины является перспективой, результатом, к которому она стремится, который она может завоевать.

Таким образом, доктрина представляет собой развитую новеллистическую теорию, отражающую сложившееся научное мнение, которая в силу своей глубины и авторитетности востребована общественной практикой и определенным образом влияет на законодателя. Связь доктрины с ее автором может быть различной.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002. - С.383. . Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы". Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда. Юридическая доктрина -- система научных юридических знаний и основанных на них убеждений. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Красноярске

Факультет юриспруденции

Заочное отделение по направлению: 030900.62 Юриспруденция


Курсовая работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

Юридическая доктрина


Выполнила:

Кочан Любовь Александровна

студент 2 курса, гр. 13/БЮЗ-3

Научный руководитель:

Шаповалова Татьяна Иановна,

к.п.н., доцент


Красноярск 2014


Введение

История возникновения понятия юридическая доктрина, и ее определение

2 Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности

Правовые семьи

1Романо-германская правовая семья, или семья «континентального права»

Юридическая доктрина для российского права

1Особенности доктрин российского права

2Роль доктрины в процессе совершенствования правового регулирования общественных отношений

Заключение


Введение


Актуальность темы данной курсовой работы раскрыть основные аспекты понятия «юридическая доктрина», рассмотреть взаимосвязь ее теоретической стороны как науки и ее применение в реальной действительности. Изучить историю исходных знаний, с помощью которых происходило приращение научного знания о сущности права, о действии права, его толковании и применении.

В юридической науке широко используется термин «доктрина», но на сегодняшний день так и не сложилось единого определения ее сущности, выполняемых функций и места в системе форм права.

В современном российском правоведении практически отсутствует теоретический материал рассматривающий «юридическую доктрину» как связующее звено правовой системы. Юридическая доктрина особенно много рассматривается в правовых системах зарубежных стран.

В Российской правовой системе юридическая доктрина в наше время выглядит - как комментарии Пленума Верховного Суда РФ, ученых-юристов и экспертных юридических центров на разных стадиях законотворческого процесса. Объект курсовой работы является - юридическая доктрина, как комплексное правовое явление, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации юридических доктрин в основных правовых системах современности.

Предмет курсовой работы заключается в исследовании характеристики доктрины на различных этапах развития государства и права. Способы реализации доктрины в современной России для обеспечения национальной и общественной безопасности. Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ содержания и форм воплощения юридической доктрины в основных правовых системах, для обоснования формирования юридической доктрины современного российского государства и права.

1. История возникновения понятия юридическая доктрина, и ее определение


1 Понятие юридической доктрины


Юридическая доктрина - это наука, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

) разрабатывает юридические термины и конструкции;

) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные право положения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.

1.2 Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности


Один из примеров юридической доктрины как источника права, встречающийся в истории политико-правовой мысли являются учения Конфуция (551-479 г.г. до н.э.).

Конфуций видел добродетель как обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входили правила заботы о людях, почтительное отношения к родителям, преданность правителю, чувство долга и другие нормы моральных и правовых явлений того времени.

Вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

В I тысячелетии до н.э. возникает государственность в Древней Греции в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов - государств.

В VI-V в.в. до н.э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах, олигархия в Фивах и Мегарах, аристократия с пережитками царского и военно-лагерного правления в Спарте.

Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.

Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства законов в полисной жизни. Наилучшим государственным строем того времени считалось - граждане должны были бояться закона так, как если бы боялись бы тирана.

В преобразовании общественных и политических правовых порядков на философских основах выступил Пифагор в VI-V в.в. до н.э. Согласно его учениям, взаимные отношения должны были придерживаться справедливости. Закон считался - большой ценностью, а законопослушность - добродетелью.

Но наибольшего расцвета доктрина как источник права приобрела в Древнем Риме в виде Эдиктов Магистров и деятельности юристов.

Термин «эдикт» происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, как по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Особенно важное значение имели следующие эдикты:

) Преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между Перегринами, а также между римскими гражданами и Перегринами) и правителями провинций.

) Курульных эдиктов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях - соответственно квесторов)».

В своих эдиктах, обязательных для издавших их магистратов, эти последние объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться чеки, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам.

Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и приобретали устойчивое значение

Претор и магистраты, издавшие эдикты, не могли отменять, изменять законы или издавать новые законы. Однако в качестве руководителя судебной деятельности, претор мог придать норме права практическое значение или лишить силы то или иное положение цивильного права.

К особому источнику Римского права необходимо отнести деятельность Римских юристов, которые подразделялись на следующие категории:

) Консультационную работу римских юристов (дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возникающим сомнениям в вопросах);

) Ограждение интересов гражданина при совершении сделок, также путем совета не включать какое либо невыгодное условие, для чего юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы;

) Руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката).

Юристы занимали высокое служебное положение. Римские юристы имели большой авторитет и влияние. Не имея законодательной власти, римские юристы влияли на развитие права авторитетом своих научно практических заключений и консультациями. Римские юристы толковали законы отдельными нормами, таким образом, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью.

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III века н.э.). Принципсы были заинтересованы в сохранении исконного авторитета юристов, так как юристы в большинстве случаев проводили их политику. Желая сделать юриста непосредственным орудием своей политики, принципсы стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право - давать официальные консультации. Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судей.

Сила римских юристов заключалось в неразрывной связи науки и практики. Они творили право на почве разрешения конкретных жизненных ситуаций, с которыми приходили к ним и граждане, и представители государственной власти.

Уже тогда Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.

Усвоение римского права привела к тому, что еще в период феодализма правовые системы европейских стран - их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.


2. Правовые семьи


1 Романо-германская правовая семья, или семья «континентального права»


Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили (ХII в) общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Романо-германская правовая семья является результатом римского права и в первой доктринальной стадии была продуктом культуры и имела независимый от политики характер. На следующей стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности и обмена. В этой семье на первый план выдвигались нормы и принципы права, которые рассматривались как правила поведения, отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости.

Основной формой права в странах Романо - германской правовой семьи, является закон. Закон охватывает все аспекты жизни, он не рассматривается узко, его широко толкуют с помощью доктрины и судебной практики. Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии законов и подзаконных актов конституции, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью «обычных» законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности «обычного» закона: кодексы, текущее законодательство и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германской правовой семьи значительна роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров.

В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как она понимается в данную эпоху и данный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. В Швейцарии Гражданский кодекс устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми словами, или социальной и экономической целью права. Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин.

Для юридической концепции этой семьи характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой семьи стремятся к общему идеалу достичь решения, которые бы отвечало общему чувству справедливости частных интересов и всего общества в целом.

Доктрина в этой правовой семье отождествляет право и закон. В прошлом, в период немецкой оккупации она сыграла отрицательную роль, способствовала проведению антидемократических законов и обосновывала необходимость их исполнения.

Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Сегодня в странах данной правовой семьи правоприменитель стремится к признанию независимого характера процесса толкования, настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный вид, а учебники обращаются к судебной практике и к юридической практике. Французский и немецкий стили сближаются.

С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции Российской Федерации.

В системе источников романо-германского права действует положение обычая, как в дополнение, так и помимо закона. Роль обычая очень ограниченна, но не отрицается доктриной.

Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике германо-романского права, но ее можно отнести к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует всевозрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента, так как Кассационный суд является высшей судебной инстанцией, поэтому судебное решение, составленное Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Постановления французского Кассационного суда и Государственного совета изучается, и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных, а также в отношениях других европейских и неевропейских государств, входящих в романо-германскую правовую семью. Является принципиально важным, чтобы судья не превращался в законодателя. Этого стараются добиваться в странах германо-романской правовой семьи.


2 Англо-саксонская правовая семья, или семья «общего права»


В отличие от государства германо-романской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент - нормы, сформулированные судьями в их решениях. Англо-американское «общее право» включает в себя группу английского права, которая сохранила настороженность к высшей власти, к ее концентрации и поддержанию в противовес ей престиж судебной системы. В рассматриваемую семью входят наряду с США и Англией Северная Ирландия, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также 36 государств - членов Британского содружества.

«Семья общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его защита». В своей основе право является прецедентным правом, созданным судами. Это приводит к возрастанию роли законодательного права. Общее право было создано Вестминстерскими по месту королевскими судами. В деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми они и руководствовались в последующем. Возникло правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Поэтому считается, что английское «общее право» образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами.

В ХIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки судебных прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости».

До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право, существовал суд Лорда-Канцлера. Реформа объединила «общее право» и «право справедливости» в единую систему прецедентного права. На сегодняшний день английское право продолжает оставаться судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных случаев.

Для англичанина осталось главным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики. Судьи «общего права», не создают решений общего характера рассчитанные на будущее, они решают конкретный спор.

Однажды вынесенное решение судом является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень прецедента зависит от места суда в судебной иерархии, рассматривающего данное дело, то есть к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

) решения высшей инстанции палаты лордов обязательны для всех судов;

) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентами всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как «жесткое», но есть факты отказа в отношении себя от этого принципа, например, со стороны палаты лордов.

Если судья при рассмотрении дела не находит ничего схожего с ранее рассматриваемыми делами, тогда судья сам создает правовую норму, а значит становится законодателем.

За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов составляет около 50 томов (более 40 тысяч). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тысяч прецедентов.

Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.

Английские поселенцы на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось так, как нормы соответствовали условиям колонии.

Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». В 1787 году было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. В ряде штатов были приняты кодексы: уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и запрещены ссылки на английские судебный решения. Долгое время Англия оставалась моделью для американских юристов. Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», одно из очень существенных различий, связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. В США существует 51 система права: 50 в штатах, одна федеральная. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов, что делает правовую систему США сложной и запутанной, Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны со своими прецедентами. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. Особенно широко указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной власти в американской системе правления. Нормы права США устанавливаются судами, а принципы складываются на основе данных норм.


3 Семья религиозно-традиционного права, мусульманская правовая семья


Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают единством, которое свойственно ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

) признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

) отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское права это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия уточняет, во что мусульманин должен верить. Шариат - предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом.

Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии - это религия закона.

Мусульманское право имеет 4 источника:

) Коран - священная книга ислама;

) сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога;

) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

) кийас, или суждение по аналогии.

Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами всегда функционировали и другие типы судов, применявшие обычаи или законодательные акты власти.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Кастовая структура общества основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит.

Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или под каста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Правительству разрешается принимать законы, но судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Судья не может применять закон по всей строгости, он должен всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Судебная практика в этой правовой семьи вообще никак не выступает источником права.

В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общественного права». Семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Особенности у систем китайского и японского права. Китайцы отрицательно относятся к идее права с его строгостью и абстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов, на которых основано общество.

Идея «общества без права» была в Китае до революции 1911 года. Внешне китайское право европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиции, которые преобладали в жизни, такие как Конфуцианство - соблюдение ритов (правил), неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. В течение многих веков Китай не знал юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. Только в 1949 году было принято не много законов. Право строилось на марксистском учении, так как трактовал его председатель Мао. При нем не было принципа законности, господствовал культ личности. В 1978 году была принята Конституция КНР, издан ряд нормативных актов. Многие ученые утверждают, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количество судов, судей и адвокатов и не изменится традиционная вражда к законам.

Современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи, до этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая. Народ не знал законов, но подчинялся им. В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, проведена административная свобода выбора профессии и места жительства. Первая Конституция Японии 1889 году была составлена по прусскому образцу. Особенно значимые изменения в японском законодательстве произошло после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята Конституция. На законодательство в области регулирования торговли и функционирования промышленных компаний существенное влияние оказало американское право. Под его воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действовавшего законодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законами признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развилось пенсионное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, трудовое законодательство.

Современная судебная система Японии включает в себя Верховный суд, высшие территориальные, семейные и первичные суды. Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции. В целом Япония приблизилась к идее, что господство права необходимое условие господства справедливости и в то же время там сохраняется образ жизни, отдающий дань обычаям и традициям.


4 Семья социалистического права


Социалистическая правовая семья - составляла третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Они сохраняли ряд черт Романо-германской правовой семьи. Норма права здесь всегда рассматривалась как общее правило поведения. Терминология юридической науки восходила к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные классовым характером. Единственным источником социалистического права было в начале, революционное движение, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся - большинства населения, а затем всего народа, которым руководит коммунистическая партия. Социалистическая революция была сделана с целями построения социализма. Социализм построен так и не был. Принятые нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли секретные и полусекретные приказы и инструкции, которые выражали, волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Практически не существовал частного права, только публичное. Право было связано с государственной политикой, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов. Право не было основано на принципе справедливости.

Судебной практике отводилась роль строгого толкования права. Судьи должны были в то время иметь независимость и подчиняться только закону, но на деле суд оставался инструментом в руках господствующего класса, обеспечивал его господство и охранял, прежде всего, его интересы. Судебная власть не контролировала - законодательную и исполнительную ветви власти.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составляющие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран, таких как Китай, Северная Корея являются разновидностями социалистического права.

3. Юридическая доктрина для российского права


1 Особенности доктрин российского права


По оценке отечественной юридической науки, современное российское право относится к романо-германской правовой семье. Обоснованность этой позиции подтверждается схожестью систем права, доминированием нормативно-правового акта в системе источников права, выделением частного и публичного права и рядом других факторов. Но при изучении юридической доктрины российская правовая система имеет свои определенные особенности.

Существенные особенности российского права в юридической литературе связывают с историческими условиями развития российской правовой системы. Российская правовая система пошла с Византии, далее была преобразована марксистско-ленинским периодом советского времени.

Ведутся напряженные споры по поводу того является ли юридическая доктрина источником права в российском государстве. Хотя все нормативные акты и опираются на научные данные, но последние в свою очередь в них не прописаны, а значит, не могут быть источником права. Также известно, что многие российские законы вызваны к жизни теоретическими разработками ученых правоведов. Для понятия роли юридической доктрины в российской правовой системе необходимо исследовать проявление доктрины на основных этапах становления и развития отечественного права. Еще древнейшие источники русского права (договоры между Русью и Византией при Олеге, Русская правда) несли в себе суть правды и закона. Идейное влияние на политические и правовые процессы в России проводили различные реформы, например крещение Руси, реформы, проводившиеся при Иване Грозном, Петре I, Екатерине II, Александре II, а также период становления советского государства и постсоветских демократических преобразований.

Доктринальное влияние на содержание российского права впервые проявляется в связи с введением христианства на Руси. В подтверждение этого можно привести ряд фактов, когда возникали новые правовые явления, соответствующие юридически значимым положениям христианской веры.

Например, до введения христианства на Руси считалось оправданным убийство виновных в случае кровной мести родственников, также допускалась смертная казнь. Это противоречило христианской заповеди, что жизнь, данная человеку Богом, не может быть отнята у него ни кем иным, кроме Бога.

«Русская правда» содержит и примеры непосредственного включения религиозно-правовых норм в действующее законодательство. Так, в статьях 21 и 38 воспроизводится положение из законов Моисеевых о том, что убийство преступника, застигнутого на месте преступления, является оправданным. Религиозно-правовое влияние также проявляется в рамках процессуального права. Примером этого может служить применение такого способа доказывания, как «клятва крестом», которая подтверждает истинность показаний участника процесса, принявшего православие. Отказ от принятия христианства влек за собой определенные правовые последствия - изменение правового статуса, социального и даже имущественного положения.


3.2 Роль доктрины в процессе совершенствования правового регулирования общественных отношений


Под правовым регулированием в юридической науке принято понимать осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Это воздействие осуществляется посредством механизма правового регулирования - взятой в единстве совокупности правовых средств, при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении, а также особые процедуры такого воздействия.

В процессе становления правового общества в России поменялись подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов, как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Выделяют следующие признаки правового государства:

) народный суверенитет;

) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

) Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

) Исполнительный орган - Правительство Российской Федерации - реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

) Судебные органы - Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации - обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.


Заключение


В данной работе курсовой работе было проведено исследование характеристики доктрины на различных этапах развития государства и права. Из данного исследования видно, что истоки юридической доктрины лежат еще в учениях Конфуция, далее широкое применение в Древнем Риме и Греции. В современном мире юридическим наукам придается огромное значение, хотя так и не существует единого понятия юридическая доктрина.

Также в данной курсовой работе мы рассмотрели 4 основных вида правовых семей, их особенности, обычаи и влияние юридической доктрины на их становление и развитие. Проведен анализ содержания и форм воплощения юридической доктрины в этих основных правовых системах, для обоснования формирования юридической доктрины современного российского государства и права. Из чего можно сделать вывод, что юридическая доктрина имеет особенно широкое распространение в странах, отнесенных к романо-германской и англосаксонской правовым семьям. В некоторых правовых семьях только в настоящее время юридические науки начинаю свое развитие, например в социалистической правовой семье. В мусульманской же правовой семье все юридические законы основанных, прежде всего на религии и обычаях.

В настоящее время можно видеть существенные изменения в правовой системе России, ранее относившейся к социалистической правовой семье. Россия провозглашена демократическим государством, что позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы с романо-германской правовой системой. В России стали развиваться судебные процессы, а так же роль прецедентного права.


Список используемой литературы


1)Абдуллаев М.И./ Проблемы теории государства и права. Учебник./ М.И. Абдуллаев, С.А. Комаров. СПб., 2011.- 238 с.

2)Бабаева В.К. / Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2010. - 176 с.

)Венгеров А.Б. /Теория государства и права: Учебник./ А.Б. Венгеров. М., 2012. - 224 с.

)Комаров С.А. /Общая теория государства и права/ С.А. Комаров. М., 2011. - 198 с.

)Корельский В.М. / Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2012. - 211 с.

)Лазарев В.В./Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2012. - 301 с.

)Матузов Н.И./Теория государства и права: Учебник./ Н.И. Матузов, А.В. Малько. М., 2013. - 194 с.

)Марченко М.Н. /Теория государства и права: Учебник/ М.Н. Марченко М., 2012. - 188 с.

)Морозова Л.А. /Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие/ Л.А. Морозова. М., 2011. - 213с.

10)Пиголкин А.С. /Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина.Спб., 2010 - 172 с.

11)Рассолов М.М. /Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2009. - 242 с.

)Спиридонов Л.И. /Теория государства и права/ Л.И. Спиридонов. М., 2008. - 228 с.

)Сырых В.М. /Теория государства и права / В.М. Сырых. М., 2008. - 205 с.

)Хропанюк В.Н. /Теория государства и права / Под ред. В.Н. Хропанюк, В.Г. Стрекозова. М., 2008. - 317 с.

)Чиркин В.Е. /Государствоведение./ В.Е. Чиркин. М., 2009. - 322 с.

)Черданцев А.Ф. /Теория государства и права/ А.Ф. Черданцев. М., 2009. - 211 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...