Федеральные законы как источник земельного права. Конспекты юриста Нормативные договоры как источники земельного права

Тема №2. Источники земельного права.

Вопросы:

1. Понятие источников земельного права, их система.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Федеральные законы как источник земельного права.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

5.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Понятие источников земельного права, их система.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ источниками земельного права являются :

Конституция РФ,

Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры,

Федеральные законы,

Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ,

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти,

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституционные основы земельного права.

Конституция РФ устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю, а также иные положения, имеющие значение для земельного права.

В части I ст. 9 Конституции РФ закреплена исключительная общественная значимость земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории .

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся «совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с данной нормой регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов РФ: на федеральном уровне закрепляются основные принципы, основы регулирования земельных отношений, которые впоследствии развиваются в законодательстве субъектов РФ с учетом региональной специфики.

Права граждан на землю закреплены в ст. 36 Конституции РФ: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю . При этом устанавливаются пределы осуществления правомочий собственников земельных участков в целях недопущения нарушения ими общественных интересов, ущемления общественной значимости земли: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Большое значение для земельного права имеют положения Конституции РФ, устанавливающие экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А также обязанности граждан по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам, уплате законно установленных налогов и сборов.

Конституцией РФ закреплен также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина , которыми могут воспользоваться и участники земельных отношений. В частности, каждому гарантируется судебная зашита его прав, в том числе связанных с землей.

Федеральные законы как источник земельного права.

Федеральные законы . Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 г. № 136 , который:

Определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений;

Регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на землю, их возникновением, ограничением и прекращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров;

Устанавливает мероприятия по охране земель, основные положения в области государственного управления земельным фондом - мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю;

Закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законодательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с платой заземлю; с осуществлением функций государственного управления в области использования и охраны земель: государственного земельного кадастра, землеустройства.

Нормы земельного права содержатся также в федеральных законах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лесном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правонарушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д.

В случае несоответствия норм земельного права, содержащихся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Особое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства в имущественных отношениях имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗКРФ и может осуществляться путем издания нормативных указов.

Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений и период с 1993 по 2001 г., когда были приняты основополагающие указы Президента РФ в данной области, в их числе Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». На данный момент вышеназванные указы не действуют.

В настоящее время указы, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются крайне редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо изменения их отдельных норм. Основным из них является Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ». В случае противоречия ЗК РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после введения в действие ЗК РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., действуют нормы федеральных законов. Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30 октября 2001 г., и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регулирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ,

ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулированию:

1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе установление порядка консервации земель;

2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности;

3) отношений, связанных с государственным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земельного контроля;

4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Правительство РФ активно участвует в регулировании земельных отношений. В настоящее время приняты постановления Правительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции.

Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса"

В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постановления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

Субъекты РФ осуществляют регулирование земельных отношений, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ, на основе федерального законодательства.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

Иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В Воронежской области – это Закон Воронежской области от 13 мая 2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24 апреля 2008 г.)

В случае противоречия закона субъекта РФ, принятого по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, федеральному закону действует федеральный закон.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

2) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;

3) законы – основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», закрепляющий порядок выдачи лицензий на пользование недрами, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

4) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;

5) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

§ 1, Понятие и классификация источников земельного права

Под термином «источник права» понимают источник права в материальном и формальном смысле. Под источником права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права. Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и их должностных лиц, служащие формой внешнего выражения норм права. Именно об этих источниках права в формальном, или юридическом, смысле идет речь при изучении дисциплины земельного права

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, должны являться носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И, наконец, должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Выделяются следующие виды источников земельного права: Конститу­ция РФ, международные договоры Российской Федерации, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отноше­ний; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. К источникам права относятся также указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Особое положение в системе источников права занимают судебная практика и договорное право.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. В процессе рассмотрения исков вырабатываются общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров, формируется единая практика деятельности судебных органов.

§ 2. Международные правовые договоры Российской Федерации как источники земельного права

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Основополагающий принцип соотношения норм российского и международного права закреплен в Конституции РФ как приоритет норм международного права над национальным правом, при этом нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью отечественной правовой системы.



Непосредственное действие норм международного договора в российском земельном праве Земельный кодекс РФ (ст. 4) признает при наличии двух условий:

Ратификации международного договора в установленном порядке;

Закрепление иных правил, чем те, которые установлены Кодексом. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примера можно привести Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.), и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Париж, 3 декабря 1982 г.).

§ 3. Конституция как источник земельного права

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., устанавливает основные положения всей российской правовой системы. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное зна­чение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства Российской Федерации. Конституция РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В совместном ведении находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Конституция определяет общие принципы для всех остальных отраслей права.

§ 4. Законы Российской Федерации как источники земельного права

Основополагающее место в системе источников земельного права за­нимает такой источник, как федеральные законы. Именно федеральные за­коны призваны урегулировать наиболее обширную сферу использования природных ресурсов и обеспечения охраны земель.

Центральное место среди прочих законов занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г.

Земельный кодекс закрепил систему правовых норм, регулирующих от­ношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собствен­ности на землю, установив критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулированы вопросы частной собственности на землю, предусмотрены меры по всестороннему соблюдению и реализации прав част­ных земельных собственников, закреплены их гарантии, механизм правовой защиты. Усилен механизм судебной защиты прав земельных собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. С точки зрения создания привлекательных условий для иностранных инвестиций s России огромное значение имеют нормы, предоставляющие иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без граждан­ства право иметь в собственности земельные участки.

Федеральный закон от 24 июня 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет своей целью установление бла­гоприятных условий для развития сельского хозяйства, целесообразное ис­пользование сельских территорий, создание условий для рыночных институ­циональных преобразований и создание условий для эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения» направлен на урегулирование полномочий органов государствен­ной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; уста­новление прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодо­родия земель сельскохозяйственного назначения; закрепляет меры государ­ственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и др.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определяет землеустроительные отношения и права и обязанности участников землеустройства, определяет систему правовых норм, регулирующихправовые, хозяйственные, технические мероприятия, направленные на осуществление работ в области рационального и эффективного использования земли, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре» закрепляется компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определяются состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» устанавливает правовое регулирование земельных отношений, возникающих по поводу осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предназначенных для нужд сельского хозяйства, и т.д.

К федеральным законам, регулирующим земельные правоотношения, также относятся Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О пере­воде земель или земельных участков из одной категории в другую", Закон РФ от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю», Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах» и многие другие.

§ 5. Указы Президента РФ как источники земельного права

Одним из источников земельного права являются указы Президента Российской Федерации. Эти указы обязательны для исполнения на всей тер­ритории страны. Следует отметить, что особое значение указы Президента РФ имели до принятия Земельного кодекса РФ, когда существовало множество пробелов в земельном законодательстве и стояла необходимость в принятии решений по вопросам использования земель, их охраны, урегулирования отношений собственности по поводу земельных участков. В настоящее время большинство указов Президента РФ в сфере земельных правоотношений признано утратившими силу.

§ 6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права

Огромный массив земельного законодательства составляют постановления Правительства РФ и иные нормативные акты органов исполнительной власти. Земельный кодекс РФ предоставляет право Правительству РФ принимать в пределах полномочий, определенных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, постановления в области земельных правоотношений.

Основная цель постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса РФ, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нор­мативного правового акта Правительства РФ.

§ 7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ как источники земельного права

Конституция России относит к предмету совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов вопрос регулирования земельных отношений и издания нормативных правовых актов в сфере земельного права. Земельный кодекс РФ повторяет данное положение Конституции РФ, указывая, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов, и фиксирует, что закон является основной, но не единственной формой реализации нормотворческих полномочий зако­нодательных органов субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Федерации приняты законодательные акты, пред­метом правового регулирования которых является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах Российской Федерации действуют земельные кодексы, в других - законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.

§ 8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, со­гласно пункту 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, издаются в качестве источников земельного права на основании и во исполнение «настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".

К компетенции ведения органов местного самоуправления относятся такие вопросы, как планирование застройки территории поселения, террито­риальное зонирование земель поселения, установление правил землеполь­зования и застройки, изъятие земельных участков и др.

§ 9. Судебно-арбитражная практика как источник земельного права Судебная практика занимает особое место в системе источников земельного права. Строго говоря, судебная практика не является источником права. Вместе с тем она играет важную роль в применении земельного законодательства. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разре­шения споров составляют практику деятельности судебных органов.

§ 10. Роль договоров и обычаев в регулировании земельных отношений

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается пра­вовым обычаем.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систе­матизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать пра­вило раздела земельного участка между собственниками, расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком - оправдавшему себя обычаю. Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распреде­ление конкретных земельных долей при акционировании крестьянских кол­лективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Источники земельного права

1. Понятие и виды источников земельного права

Источниках права в юридическом смысле, представляют собой внешнюю форму выражения права, т. е. нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой -- на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, периоды развития, традиции. Хотя для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.

Так, в ст. 15 Конституции РФ обозначено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения (договоры) между государственными органами Федерации и ее субъектов.

К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «Ко нсультантПлюс ». (заключено 6 июля 2006 г. № С- 12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).

Кроме того, примером нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. Что касается правового обычая, то в земельном праве он занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю.

Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределении конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативные акты имеют определенные преимущества перед остальными источниками права и составляют иерархическую систему, или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.

законодательный акт земельный правовой

2. Закон как источник земельного права

Закон -- это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция РФ занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.

В Конституции РФ провозглашены использование и охрана земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9). В ст. 36 предусмотрены право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, в этой же статье закреплено положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона. В ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. В ст. 42 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 -- обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Положения Конституции РФ развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс представляют собой систематизированный законодательный акт, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которого располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. К кодифицированным источникам земельного права следует также отнести ГК РФ СЗ РФ. -- 1994. -- № 32. -- Ст. 3301. , Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ Там же. -- 2005. -- № 1 (ч. 1). -- Ст. 16. , Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ Там же. -- 2006. -- № 50. -- Ст. 5278., Водный кодекс РФ (ВК РФ) от 3 июля 2006 г. № 74-ФЗ Там же. -- № 23. -- Ст. 2381..

Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней. К ним относятся: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» СЗ РФ. -- 1995. -- № 12. -- Ст. 1024. ; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» Там же. -- 2003. -- № 40. -- Ст. 3822. ; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другие.

3. Подзаконные акты как источники земельного права

На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001-2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» САПП РФ. -- 1994. -- № 1. -- Ст. 2. ; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» СЗ РФ. -- 1997. -- № 20. -- Ст. 2240. ; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Рос. газ. -- 1994. -- 9 февр. .

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами

Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» СЗ РФ. -- 2000. -- № 16. -- Ст. 1709. ; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» Там же. -- 2002. -- № 47. -- Ст. 4676. ; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» Там же. -- № 46. -- Ст. 4587. ; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». , письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». и т. п.

4. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. -- 1998. -- № 46. .

По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства

НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

Резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

Иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. -- 1996. -- № 8. ; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Там же. -- 2003. -- № 16.; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» Сов. Сибирь. -- 2004. -- 13 янв. ; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. -- 2004. -- № 56. -- С. 7. ; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении

охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. -- 2010. --

№ 51. -- С. 4 . , и ряд других нормативных актов.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

Резервирование земель;

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

Установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

Разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Взимание платы за землю;

Осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;

Иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.

Библиографический список

Основная литература

1. Земельное право: учебник для бакалавров / С. А. Боголюбов. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М. : Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013. -- С. 44-58.

2. Земельное право: учеб. / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. -- М. : ТК Велби: Проспект, 2008. -- С. 25-74.

Дополнительная литература

3. Жариков, Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений / Ю. Г. Жариков // Журн. рос. права. -- 2011. -- № 11. --

5. Кичигин, Н. В. Законодательное обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды / Н. В. Кичигин // Журн. рос. права. -- 2008. -- № 10. -- С. 45-51.

6. Минина, Е. Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд / Е. Л. Минина // Там же. -- 2008. № 8. -- С. 78-83.

Нормативно-правовые акты

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 2009. - № 7.

8. и сделок с ним» // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.

9. Закон НСО от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. - 2003. - № 16.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Источники права как форма закрепления общеобязательных правовых норм. Характеристика основной группы источников земельного права. Правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, содержащие нормы земельного права.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Понятие и классификация источников земельного права. Конституция Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Понятие и классификация источников земельного права. Нормативно-правовые акты как основной источник земельного права. Проблемы развития российского земельного законодательства. Передача арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока аренды.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

    Нормативные правовые акты как источники права в формальном смысле. История земельных кодексов Республики Беларусь. Механизм действия земельного законодательства. Согласование нормативно-правовых актов Президента и Конституции Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    Источники земельного права и их признаки, виды в зависимости от системы права. Порядок проведения и законодательная база государственного и муниципального, общественного и производственного земельного контроля. Вступление в право пользования землей.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2009

    Предмет и правовое регулирование земельного права. Понятие земельного процесса в теории земельного права. Земельно-процессуальные нормы и их виды. Соотношение земельного процесса с гражданским и уголовным процессом. Экологизированные нормы охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2014

    Понятие и виды основных источников конституционного права. Международные и федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права. Субъекты права и местных органов самоуправления. Формирование всей системы национального права.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Изменения в законодательстве, нормативные правовые акты и новеллы земельного права, связанные с введением Земельного Кодекса России. Порядок введения и переходные положения. Пути совершенствования правового регулирования в сфере земельных отношений.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2015

    Земельное право-это относительно обособленная отрасль российской системы права. Общественные отношения в области использования и охраны земель. Понятие земельного права. Сущность земельного права.Система земельного права. Нормативно-правовая база.

Для характеристики источников земельного права следует воспользоваться распространенным способом их классификации. Существуют различные способы классификации.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной - законодательство делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой - законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, законодательство субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов Федерации принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам.

Во-вторых, распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. В этом случае все они делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые законодательным органом РФ - Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов РФ. При этом Конституция РФ и федеральные законы РФ «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Они действуют на территории всей страны и обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам. Подзаконные нормативные правовые акты - нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти. Подзаконные акты принимаются в соответствии и во исполнение закона и включают постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты, акты, издаваемые исполнительными органами субъектов РФ.

Одним из важнейших источников земельного права РФ являются международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение и в земельном законодательстве нашей страны. В Земельном кодексе предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом.

На основании международных договоров РФ определяется линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях.

Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеет непосредственное значение для земельного права, так как является основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

В статье 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом - Земельным кодексом РФ.

Статья 8 Конституции содержит своего рода перечень форм собственности, которые признаются и защищаются в РФ. Этот перечень не законченный, и помимо частной, государственной и муниципальной допускается существование иных форм собственности. Конституция не уточняет каких, и этот перечень дополняется практикой.

В ч. 1 ст. 9 Конституции закрепляется принцип использования и охраны земли и других природных ресурсов, как основы жизнедеятельности народов в Российской Федерации, который определяет отношение общества и государства к этим природным ресурсам, как составной части природы, являющейся необходимым условием существования самой человеческой жизни.

Данный конституционный принцип требует рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов, как среды обитания народов, проживающих на территории РФ. Вся деятельность, связанная с использованием и охраной земли и других природных ресурсов, должна основываться на учете значения земли и других природных ресурсов, как основы жизни и деятельности человека. Поэтому, использование земли и других природных ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития и жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Статья 36 Конституции подтверждает возможность иметь в частной собственности землю и уточняет субъектный состав: земля может находиться в частной собственности граждан и их объединений. На основе этой статьи можно говорить о существовании двух видов частной собственности: частной собственности физических и юридических лиц. Частью второй этой же статьи закрепляется право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, которое, однако, может быть реализовано в той мере, в какой оно не будет наносить экологического ущерба, а также нарушать права и законные интересы иных лиц. Таким образом, здесь отражен принцип приоритета общественных интересов перед частными. Часть третья статьи 36 устанавливает процессуальные требования, предусматривая, что условия и порядок пользования землей, находящейся в частной собственности, определяется на основе федерального закона.

В качестве конституционной основы правового регулирования земельных отношений выступает статья 42 Конституции РФ, провозгласившая право граждан на благоприятную окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной ст. 58 Конституции. Данное конституционное положение закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны земель и обеспечения рационального землепользования.

В статьях 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной.

Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Центральное место среди специальных источников земельного права, основной целью которых является регулирование главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений.

В Земельном кодексе особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков.

В Земельном кодексе отражены особенности совершения купли-продажи и мены земельных участков. Детально проработаны вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

Земельный Кодекс РФ восполнил пробелы, возникшие в земельном законодательстве в предшествующие годы, а также создал ряд новых правовых норм. Кодекс создает правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан; устанавливает приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

К числу специальных источников земельного права относится Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в нем урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области. В Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок мелиорации земель и финансирования таких работ. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определены состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Финансовые аспекты земельных отношений развиты в Законе «О плате за землю» 1991 г. Закон детально определяет порядок исчисления и взимания платежей за использование земель различного целевого назначения, а также распределения полученных средств. Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» реализует принцип свободного распоряжения земельными участками, предоставленными гражданам для указанных целей. В нем также содержатся некоторые процессуальные требования, связанные с удостоверением права частной собственности при купле-продаже земельных участков.

К федеральным законам, содержащим нормы земельного права, также относятся Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений.

Источником земельного права является также, как уже отмечалось, Лесной кодекс РФ 1997 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли, в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источником земельного права РФ является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли, как природного объекта, однако, некоторые нормы этого акта регулируют вопросы, непосредственно связаные с земельным законодательством. К источникам земельного права РФ нельзя не отнести Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» урегулировал порядок применения пестицидов и агрохимикатов.

Источником земельного права также являются Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ играют важную самостоятельную роль в регулировании земельных отношений.

Большинство указов Президента РФ посвящены вопросам частной собственности на землю, основаны на политике либерализации данного права, расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по распоряжению землями.

Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Основная задача постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ. Возможны случаи, когда Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах.

Правительством, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления: «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» от 19 августа 2004 г. № 418; «О государственном земельном контроле» от 19 ноября 2002 г. № 833; «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий» от 22 апреля 2002 г. № 261. Небольшое число постановлений Правительства РФ касается вопросов приватизации земель и реализации отношений собственности.

Более значительна роль постановлений Правительства РФ в регулировании исполнения государственными органами функций земельного управления. В развитие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были приняты постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 1 ноября 1997 г. № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить ведомственные нормативные акты, принятые Федеральной службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в частности, участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Росземкадастром, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений. Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления также являются источниками земельного права. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому субъекты РФ проявляют большую активность в сфере регулирования земельных отношений.

В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик, а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик.

На основании и во исполнение Земельного Кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзаконным нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов РФ.

Loading...Loading...