Вкладывать в образование. Инвестирование в будущее и образование

Одной из составляющих благополучной жизни в современном мире является высокооплачиваемая работа, однако чтобы ее получить, человек должен иметь образование, владеть определенными качествами, иметь практически навыки в конкретной области.

Внимание! В настоящее время многие люди убеждаются в том, что вложение в образование – это достаточно выгодно, поскольку знания приобретают все большую ценность. Здесь нет ничего удивительного, ведь работа становится все более сложной, требующей не только знаний, но также таких качеств и умений, как самообразование, хорошая память, внимательность, пунктуальность и ответственность.

Если не учитывать социальный аспект образования, а сосредоточить свое внимание на экономическом факторе, то образование представляет собой перспективную сферу для инвестирования. Расходом для человека, решившего вложить деньги в образование, будет упущенный заработок за период обучения. Однако его доход — это будущая прибыль, которую он сможет получить на хорошей и высокооплачиваемой работе.

Если человек ответственно относится к обучению и стремится извлечь максимальную выгоду от образования, это свидетельствует о дальновидности и стремлении быть первым. Ведь доходность от такого инвестирования в самого себя будет высокой, поскольку шансы на успешные поиски хорошей работы увеличиваются в разы. Интересно отметить, что сегодня тенденции к самообразованию наблюдаются не только в частных корпорациях, но также в государственных и бюджетных учреждениях.

Это свидетельствует о том, что даже гос. чиновники и представители Министерства Образования осознали важность инвестирования в образование своих служащих. Ведь от качества производимой ими работы во многом зависит эффективность и достигаемый результат.

Особенности инвестирования в образование

Специальное и профессиональное — это форма вложений (инвестиций) в образование, то есть человеческий капитал, при котором сотрудники улучшают свои навыки, узнают новую и ценную информацию.

Она дает возможность выполнять работу более эффективно. Главным доходом от таких инвестиций является получение более высокого оклада, а также появление перспектив личностного и профессионального роста, что, несомненно, увеличивает также и финансовые доходы человека.

Внимание! Главной функцией такой инвестиции является повышение экономической продуктивности человека. Действительно, опыт и анализы работников показывают, что один образованный и грамотный специалист способен выполнять работу быстрее и эффективнее, нежели 3 обычных сотрудника.

Это дает все основания говорить о том, что норма потенциальной прибыли на капитал, вложенный в образование, несомненно, выше того, который вкладывается в обычные материальные активы.

На сегодня существуют методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, которые часто используются в крупных частных корпорациях. Здесь выделяют чистую приведенную стоимость, норму отдачи человеческого капитала и внутреннюю норму доходности.

Все они подразумевают расчет, учитывающий прямые и косвенные издержки, возрастной период работника, обычный и суммарный заработок. Если говорить о правовом регулировании в сфере образования, то здесь главным правовым актом является ФЗ «Об Образовании», где ст. 87 дает объяснение понятию «инвестирование в образование».


Главная задача муниципального образования – повышение уровня благосостояния граждан, улучшение жилищных условий, повышение заработной платы. Это возможно достигнуть исключительно за счет инвестирования в человеческий капитал с целью качественного повышения образовательного уровня граждан конкретного региона. Для привлечения дополнительных инвестиций обычно приходиться работать по одному или нескольким направлениям. Это позволяет грамотно распределить усилия и добиться хороших результатов.

Способы привлечения инвестиций в образование:

  1. Информирование потенциальных инвесторов о существующем муниципальном образовании;
  2. Создание плана социально-экономического развития с целью привлечения государственного финансирования через Министерство Образования;
  3. Разработка программы по созданию налоговых льгот для потенциальных инвесторов;
  4. Поиск наиболее перспективных профессий в конкретном регионе и обучение специалистов.

Решение многих проблем региона лежит на самом деле в сфере образования населения, поскольку именно от уровня знаний напрямую зависит эффективность работы, ее результат и достижение поставленных целей и задач.

Важно! Важная роль инвестиций в молодое поколение, обуславливается высокой отдачей в виде новых открытий, изобретений, более рационального труда, умением оперативно решать сложные задачи и проблемы.

Молодым родителям следует знать, что образование детей имеет чрезвычайно важное значение, поскольку дает возможность им профессионально самореализоваться, стать финансово независимыми и уверенными в себе людьми. Если говорить об отдаче, то родители получают ее в виде финансовой помощи в будущем, когда они сами уже не могут достаточно зарабатывать, чтобы прокормить себя.

Во многих развитых странах существуют специальные программы, позволяющие родителям начать откладывать деньги на образование своего ребенка еще с раннего детства. Это позволяет по достижении ребенком определенного возраста оплатить его образование в престижном ВУЗе или колледже, дав ему, таким образом, хороший старт в жизни, от которого, между прочим, многое зависит.

Внимание! Инвестиции фирмы в образование работников при правильном выборе нужных курсов повышения квалификации практически всегда дают отличный результат. Ведь в результате высокой квалификации сотрудников руководитель предприятия значительно увеличивает конкурентные преимущества.

Это дает ему возможность успешно вести бизнес, активно достигая поставленных целей и задач. Инвестиции в здравоохранение также способны принести прибыль, однако учитывая глобальность такого проекта, обычно ими занимается государство, поскольку именно оно заинтересовано в том, чтобы нация была здоровой и работоспособной.

Социологические исследования подтверждают, что инвестиции в образование дают ощутимый эффект в плане заработка, поскольку люди с дипломом получают более высокую заработную плату. Более того, они не просто имеют знания, но и обладают способностью к самообразованию, а это очень важное качество для любого работодателя. Существуют различные способы привлечения инвестиций в сферу высшего образования, однако все они дают в конечном результате один и тот же положительный эффект.

Прочная база знаний - это главный шаг в направлении к успешной карьере и перспективе достойного заработка в будущем. Улучшить благосостояние без вложений как бы этого ни хотелось - невозможно. Однако не все инвестиции в образование окупаются и приносят желаемый результат. Как выгодно инвестировать деньги в образование, не упустив важнейших нюансов, рассмотрим детальнее.

Разумное инвестирование в обучение

Для начала разберемся с понятием "престижное образование". При его упоминании на ум приходят Гарвард, Стэнфорд или MBA. Неоспоримо эти учреждения и программы признаны международным образовательным комитетом лучшими. Однако вы наверняка удивитесь, узнав, что существуют ситуации, когда качественное образование мешает человеку устроиться на работу. Подобное явление называются сверхквалификацией. Чтобы с ней не столкнуться, нужно искать не престижные, а востребованные в месте вашего проживания специализации. К примеру, в городе, где вы живете, популярна профессия рядового программиста, а вы мечтаете о карьере разработчика, тогда лучше выбрать первый вариант. Зачастую, в такой ситуации люди предпочитают отучиться на разработчика в надежде на повышенную оплату. В итоге при больших затратах времени и денег на обучение, получают разочарования от неоправданных ожиданий и кучу дополнительных обязанностей за зарплату рядового специалиста. Иными словами не стоит делать инвестиции в будущую профессию, за которую работодатели не готовы переплачивать.

Когда инвестирование в образование стало осознанным и обдуманным пора проанализировать свои цели. Необходимо подкорректировать их по методике SMART и выбрать способы достижения.

Классическое образование предусматривает учебу в образовательном учреждении на родине или заграницей. Самостоятельное обучение также может быть успешным наравне с вузовским. Оно подходит для людей с отлаженной самоорганизацией и целеустремленностью. В качестве доступной альтернативы общепринятой обучающей системе можно выбрать учебу онлайн. В любом случае первоначально придется инвестировать в себя:

  • Время, затраченное на получение базовых знаний;
  • Силы, для усердного долгосрочного обучения;
  • Деньги, потраченные на занятия.

Кроме платы за обучение под расходами подразумевается и упущенная в этот период зарплата. Статистические подсчеты показывают, что она возмещается в срок до 5 лет в виде повышенного дохода в будущем.

Все вышеперечисленные факторы должны быть в достаточном количестве. Тогда человек может рассчитывать на эффективный старт и конкурентоспособность на рынке труда. При нехватке одного из пунктов риск выкинуть деньги на ветер увеличивается.

Параллельно мы инвестируем в эти выгодные программы:

5 причин инвестировать в образование

Авторы популярного американского учебника по экономике утверждают, что инвестиции в образование - главное первоначальное . Ведь вклады в учебу увеличивают продуктивность, а процесс обучения способствует закреплению теории вкупе с практикой. Люди с качественным образованием оперативно реагируют на изменения в передовых технологиях, поэтому больше получают и быстрее окупают вложения.

Выделяют 5 причин, почему люди стремятся сделать инвестиции в себя:

  1. Самореализоваться - раскрыть свои способности в полной мере;
  2. Стать финансово-независимым;
  3. Подстраховаться от непредвиденных ситуаций;
  4. Накопить сбережения для старости;
  5. Улучшить благосостояние семьи или родственников.

Инвестиции в обучение зарубежом

Иностранная система образования в корне разнится с российской. Студенты много времени уделяют кейсам - проигрыванию различных ситуаций в игровой форме, теория же отложена на самостоятельное изучение. Также будущие эксперты проходят длительную стажировку, где имеют шанс завязать выгодные связи и получить работу в престижной компании. Стоимость образования в США начинается от 15000$ за год обучения. По аналитическим подсчетам средний срок окупаемости таких инвестиций в себя составляет 3 года.

При выборе образовательного учреждения заграницей нужно понимать, что престижный диплом это не панацея. Важно и то, какой специалитет вы выбрали. По статистике люди с математическим, инженерным и техническим уклоном более востребованы и получают доход выше своих коллег гуманитариев.

MBA

Отдельно стоит рассмотреть инвестиции в MBA. Многие работодатели отдают предпочтение выпускникам бизнес-школ, рассчитывая, что сотрудники применят опыт и методики, полученные у зарубежных коллег в их компании. Согласно рейтингу аналитических агентств люди с МВА получают зарплату выше на 25%. Обучение в MBA особенно ценится в сфере банковского управления, госслужбе и HR.

Стоимость программы длительностью 1,5-2 года варьирует в нескольких ценовых категориях, которые представлены в таблице ниже:

Стоимость обучения в МВА в ценовой градации
Верхний сегмент 550000-600000 руб.
Средний сегмент 450000-550000 руб.
Нижний сегмент от 400000 руб.

Если взять за основу эти цифры и учесть, что средняя зарплата финансового директора или рядового топ-менеджера 100000 руб., то инвестиции в свое будущее окупятся через 4 года.

Инвестиции в российское образование

Исследования показывают, что закладывая инвестиции в себя до 30 лет можно рассчитывать на повышение зарплаты к 50 годам в 2,5 раза. Рентабельность вложений составит 8% в год, тот же эффект дает и дополнительное образование. Однако некоторые образовательные программы окупаются уже в первый год работы. Они направлены на подготовку востребованных высокооплачиваемых специалистов в IT и юридической сфере.

В целом окупаемость инвестиций в российское обучение занимает больше времени, чем в зарубежное. Это связано с маленьким уровнем зарплат по сравнению с развитыми странами. При этом стоимость обучения в РФ лишь немногим ниже, чем заграницей.

Наиболее популярными российскими вузами для инвестирования в себя считаются: МФТИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Инвестиции в самообразование

В любом начинании первый шаг самый трудный. Так и в самообразовании, чтобы понять с чего начать, проанализируйте деятельность людей, достигших успехов в желаемой вами области. Для достоверности картины среди кандидатов стоит отсеивать людей, добившихся общественного признания с помощью влиятельных родственников. Далее определите, благодаря каким качествам и знаниям человек получил статус эксперта. В итоге получится список тех дисциплин и вопросов, которым стоит уделить особое внимание. Кроме самостоятельного изучения учебных материалов, технология самообразования основывается на следующих элементах обучения:

  • Вебинары;
  • Научные конференции;
  • Неформальное общение с экспертами;
  • Практика и свободные эксперименты.

Особое внимание нужно направить на общение с экспертами. Теория - это базовая часть, но она кардинально разнится с практикой и человек, застрявший на ее изучении, рискует застопориться и долго стоять на одном месте.

Для успешного закрепления материала важно получать знания систематически, не допуская долгих перерывов и сбоев в обучении. Лучше заниматься понемногу ежедневно, чем сразу перегружать мозг кучей информации, а потом неделю отдыхать. Повторяйте пройденный материал спустя 2 недели и через месяц. При этом пройдитесь по ключевым моментам, освежите их в памяти.

Прочие виды инвестиций

В потоке профессиональных знаний важно не упустить из виду и приобретение косвенных навыков, которые также потребуют дополнительного инвестирования в образование. К ним относятся:

  • Знание иностранного языка. Владение хотя бы английским языком на среднем уровне расширяет карьерные перспективы, а для ряда профессий является обязательным условием. Наиболее востребованными языками считаются английский, французский и немецкий. Доплата специалисту за знание в среднем составляет 200$.
  • Владение компьютером. Компьютерная глобализация требует от людей знания информационных технологий на высоком уровне, т.к. они упрощают и ускоряют работу во многих сферах;
  • Водительские права. Стоит признать, что умение водить автомобиль повышает шансы человека заполучить более высокооплачиваемую должность.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что инвестиции в будущее обучение это важный шаг в направлении стабильного благосостояния. Конечно, полноценную обучающую базу нельзя назвать панацеей, но она открывает широкие горизонты для самореализации, а также позволяет стартовать с более высокой ступени карьерной лестницы. Однако окупаемость вложений в конечном итоге зависит от того, насколько продуктивно человек распорядится полученным капиталом знаний.

Похожие записи

Посмотрели: 431

Глубокие, качественные знания выступают одним из важнейших факторов успеха на пути по карьерной лестнице, получения заветной должности, а также высокой заработной платы. Без постоянного совершенствования и развития улучшить свои навыки, личностные качества и, как следствие, свое благосостояние не представляется возможным.

Сегодня существует огромное многообразие способов инвестирования в образование – получение второго высшего в университете, участие в тренингах и семинарах, прохождение бизнес-курсов и многое другое. Важно заметить, что далеко не все из них могут похвастаться по-настоящему полезными знаниями, которые можно успешно применить на практике. Рассмотрим наиболее полезные и эффективные способы инвестирования в личностное развитие .

Что представляет собой престижное образование

Престижное образование подразумевает образовательную программу, эффективность и содержательная наполненность которой ценится практически везде. Безусловно, учебных учреждений, предлагающих престижное образование, не так много. Например, программы Оксфорда или Кембриджа являются престижными, с этим трудно не согласиться. Кроме того, престижным является получение степени магистра делового администрирования, то есть прохождение программы MBA, которая преподается в разных странах, в том числе в России.

Но, существует такой парадокс, который называется «сверхквалификацией». Это даже в какой-то мере может помешать устроиться на работу. Чтобы подобной неприятности не произошло, нужно выбирать для себя не престижные, а востребованные в желаемом регионе специальности, так как они кардинально могут различаться в зависимости от региона проживания. Например, в городе, где вы планируете построить карьеру, существует крупный металлургический комбинат, поэтому, если вы выберете смежную с данной областью профессию, то наверняка не прогадаете. Простыми словами, не стоит вкладываться в профессию, которая априори может оказаться никому не нужной. Важно подробно проанализировать текущий рынок труда и на основании полученной информации делать заключения.


Методика SMART

Для того чтобы добиться желаемых результатов, нужно поставить перед собой конкретные и измеримые цели, а после – проанализировать их. Для этого как нельзя лучше подходит методика SMART. Она позволит более наглядно представить ваши цели и определить способы для их достижения. Итак, что же собой представляет данная методика.

В первую очередь, согласно методике, цель должна быть конкретна. Не ставьте перед собой эфемерные цели с расплывчатыми формулировками. Чем более конкретным будет ваше заключение, тем проще будет стремиться к нему. Во вторых, цель должна быть измерима во времени. Идеально, если вы рассчитаете сроки достижения целей. В-третьих, цель должна быть достижима. В этом случае вам нужно объективно подойти к собственным возможностям и способностям. Также, цель должна быть актуальна. И, в заключение, цель должна быть ограничена во времени. Если вы будете следовать предложенной методике, то удивитесь, что ваши мечты, это всего-навсего несколько вполне конкретных шагов, которые приведут вас к ним.

Классическое образование

Несмотря на большое количество негативных отзывов об обучении в школе или ВУЗе, именно они предоставляют необходимую базу знаний, которые могут стать опорным пунктом в достижении поставленных целей. Безусловно, никто не может запретить вам заниматься и самостоятельным образованием, кроме того, это даже необходимо, если вы ставите перед собой грандиозные цели. Для этого важно обладать определенным складом характера, то есть иметь высокую степень самоорганизованности и мотивации. Самостоятельное обучение может быть выражено в самых разных формах, это может быть просто изучение дополнительной профессиональной литературы, а может быть онлайн-обучение со специалистом или прохождение курсов. Любой из выбранных вами способов образование потребует –

  1. Времени, необходимого на изучение предложенного материала.
  2. Трудовых затрат, необходимых для освоения и применения на практике полученных знаний и навыков.
  3. Денежных средств, необходимых для оплаты услуг преподавателя и учебной литературы.

Важно отметить, что в статью расходов можно включить возможную упущенную заработную плату, которую вы могли бы получить, если бы во время обучения работали. Но, по некоторым данным, эта сумма успешно окупается в течение нескольких лет после прохождения в виде повышенного дохода, который был бы невозможен без повышения квалификации.

Все представленные расходы должны находиться в балансе, так как нехватка любого из этих пунктах негативно скажется на эффективности.


Преимущества инвестиций в образование

По словам экспертов – инвестиции в образование представляют собой чуть ли не главное и самое важное вложение в человеческий капитал. Специалист, обладающий глубокими и качественными знаниями в своей сфере, а также богатым опытом, может более продуктивно работать и быстро реагировать на происходящие вокруг изменения.

Существует множество преимуществ инвестирования в образования, выделим лишь некоторые, более важные из них –

  1. Возможность самореализации и раскрытия собственных способностей и применения их на практике.
  2. Возможность обрести финансовую независимость.
  3. Чувство уверенности в завтрашнем дне.
  4. Скопление сбережений для определенных целей.
  5. Помощь семье.

Инвестиции в зарубежное образование

Что касается заграничной образовательной системы, то она в корне отличается от привычной российской системы. За рубежом особое внимание уделяется именно формированию практических навыков, и тем оно более ценно. Кроме того, за границей вам, в зависимости от успеваемости, а также вида учебного учреждения, предоставляется возможность прохождения стажировки в организации с последующим трудоустройством. Но, вместе с тем, образование за границей, например, в Америке или Европе очень дорогостояще. Но, в случае успешного трудоустройства есть возможность за несколько лет окупить его.

При выборе того или иного учебного учреждения действуют практически те же правила, что и в России – важно учитывать именно востребованность профессии.

MBA-образование

Как ранее мы уже заметили, отдельным пунктом стоит получение степени мастера делового администрирования. Данную программу можно пройти не только за границей, но и в России. Ее продолжительность достигает двух лет. Содержание программы предполагает ценным теоретическим знаниям, которые преподаются квалифицированными специалистами различных областей знаний, а также практических навыков и умений, которые могут потребоваться непосредственно при выполнении новых обязанностей. Простыми словами, основной задачей, с которой эффективно справляется MBA-программа, является подготовка квалифицированного управляющего персонала, который в своей деятельности применяют эффективные и работающие способы решения различных задач. По статистическим данным, рост зарплаты после получения степени может увеличиться до 25-50%.

Стоимость прохождения этой программы достаточно высока, но игра стоит свеч, так как предполагает продвижение по карьерной лестнице и рост заработной платы.

Инвестиции в российское образование

Российское образование, при грамотном подходе, может ничем не уступать заграничному. Хотя, по некоторым данным, продолжительность окупаемости таких занимает немного больше времени, нежели зарубежная квалификация.

Но, стоимость обучения в России на порядок ниже, нежели образование в Америке или в Европе.


Инвестиции в самообразование

Как мы уже выяснили, инвестиции в самообразование невероятно важны. Кроме того, они должны осуществляться на регулярной основе, так как мир стремительно меняется и нужно всегда быть в курсе всех инноваций, чтобы уметь ими пользоваться. Для того чтобы определиться, с чего нужно начать, можно изучить опыт людей, которые достигли успеха в определенной области. Исключите, при возможности, достижение целей с использованием связей или блата. После этого можно определить, с помощью каких знаний, навыков и достижений специалист получил определенную должность. На основании полученной информации можно расписать для себя пошаговое руководство по образованию. Помимо самостоятельного изучения специализированной литературы, к выбору которой важно отнестись очень серьезно, самообразование заключается в следующих элементах –

  1. Участие в вебинарах.
  2. Участие в научных конференциях.
  3. Проведение консультаций и бесед с экспертами.

ВАЖНО! Для того чтобы достичь определенных карьерных высот, единоразовое прохождение образовательного курса не достаточно! Для поддержания своих позиций важно постоянно обучаться и получать ценные знания систематически.

Прочие способы инвестирования

Помимо исключительно специализированных навыков и умений важно не упустить из вида и косвенные навыки, которые необходимы в условиях современного мира и быстрого темпа жизни. Перечислим основные –

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Первоначально важно уделить внимание английскому языку, так как, общаясь на нем, вас поймут практически везде. Если того требует профессия, то нужно изучить и другой иностранный язык. Владение определенным языком часто требуется для выполнения ряда профессиональных обязанностей, поэтому кандидатам, знающим его, отдается предпочтение.
  2. Уверенное владение компьютером. Здесь речь идет как о простом пользовательском уровне общения с компьютером, так и о уверенном использовании специализированных программ, без которых нельзя обойтись в вашей профессии.
  3. Наличие водительского удостоверения определенной категории.


Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что инвестиции в образование выступают самым важным шагом на пути к личному благосостоянию, высокооплачиваемой работе и востребованной должности. Обладая актуальными глубокими знаниями, вы можете превзойти многих конкурентов и зарекомендовать себя в качестве профессионального специалиста. Безусловно, образование требует не только временных, но и денежных затрат, и, порой, не малых. Но, стоит помнить, что они могут окупиться за определенный временной промежуток. Его продолжительность напрямую зависит от ваших умений грамотно распоряжаться имеющимся капиталом.

Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант — продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.

Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.

Расходы:

1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.

2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.

3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.

Доходы:

Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:

1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.

2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.

3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.

4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.

5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.

Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:

«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».

Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?

Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.

1. Недостаток квалифицированных работников

Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.

«… наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».

Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)

«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»

2. Сотрудники как главный актив успешной компании.

Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения — наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом — обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.

Степень рискованности при инвестициях в образование.

Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.

Практика образования сотрудников в Российских компаниях.

В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) — главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) — главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:

Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.

Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.

Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.

Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.

Эффективность обучения

Постскриптум

Сорокина Галина Внимание!. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на https://сайт

Loading...Loading...