Поддержке министерства образования и науки. О разделении и этапах реорганизации минобрнауки

С 18 мая 2018 года в России начал свою работу новый состав Правительства. Большинство министров продолжили свою деятельность на постах, которые они занимали в предыдущем правительстве, однако есть в составе Кабмина и определенные изменения.

К примеру, прежнее Министерство образования и науки было переформатировано, в результате чего образовались сразу два ведомства – Министерство просвещения, которое возглавила прежний министр образования Ольга Васильева, а также Министерство науки и высшего образования, в которое пришел новый, до этого не работавший в правительстве человек. Новый министр образования России в 2018 году, кто этот человек, почему именно он возглавил вновь образованное министерство.

С началом работы нового правительства стало ясно, что единого Министерства образования больше не будет. Вместо него учреждены две новые структуры – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Данное разделение было утверждено президентом Владимиром Путиным по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева, разделив таким образом обязанности ведомств. Первое будет ответственно за школы и среднее образования, второе – за науку инновации и деятельность высших учебных заведений.

По мнению Медведева, реорганизация даст возможность лучше сконцентрировать возможности государства по развитию обеих систем образования.

Как отмечают эксперты, идея с объединением под крылом одного ведомства управления всеми уровнями образовательной системы оказалась ошибочной. Результатом таких действий стало серьезное снижение уровня образовательной подготовки в колледжах и повсеместная ориентация всех учеников на получение исключительно высшего образования. Таким образом, изменения в сфере управления системой образования назрели уже давно.

На первый взгляд, разделение единого ведомства, отвечающего за образование, смотрится как возврат к опыту Советского Союза, когда существовало также несколько образовательных ведомств. Однако в действительности, реорганизация могла потребоваться совсем не по причине необходимости спасать российское образование и науку, а банально для того, чтобы поровну поделить власть между всеми лоббистами.

Практика наглядно демонстрирует, что в России всевозможные перестановки в Правительстве не оказывают принципиального влияния на проводимую государством политику. По мнению историка Евгения Спицына, в случае с разделением министерства образования имеет место борьба различных групп влияния, желающих получить под свой контроль определенные сферы госуправления и денежные потоки. Идет серьезная аппаратная борьба, на которой завязано большое количество интересов и чисто политических мотивов.

Таким образом, чтобы соблюсти интересы всех групп влияния, было принято решение о том, чтобы Ольга Васильева, против которой велась серьезная кампания в последнее время, возглавила новое Министерство просвещения, поскольку у нее действительно лучше получалось работать именно со «школьным» блоком среднего образования, а вот представители либерального блока влияния получили на откуп высшее образование и науку. Возглавил же Министерство науки и высшего образования Михаил Котюков, ранее работавший руководителем Федерального агентства научных организаций.

Михаил Котюков, возглавивший вновь образованное Министерство науки и высшего образования, родился в 1976 году в Красноярске. Начальное и среднее образование получал в обычной общеобразовательной школе №68. Затем поступил в Красноярский государственный университет, который окончил по специальности «Финансы и кредит».

Считается, что путевку в чиновничью жизнь Котюкову выписал Валерий Зубов, бывший декан Красноярского госуниверситета, ставший губернатором Красноярского окрая и позвавший Михаила работать в областной администрации еще до окончания университета. После окончания высшего образования Михаил Котюков получил повышение по службе, став начальником контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации края.

В 2001 году Михаил Котюков сменил госслужбу на частный бизнес, став начальником финотдела в ОАО «Красноярскагропромдорстрой». Однако уже через год вернулся в областную администрацию под начало нового губернатора края Александра Хлопонина. Котюков был принят главным специалистом отдела анализа ресурсов и бюджетной политики Главного управления экономики и планирования. Еще через 2 года Михаил Михайлович сел в кресло заместителя начальника Главного финансового управления.

В 2007 году после скандального отравления студентов на балу для отличников Котюков попал в список чиновников, покинувших свои посты. Данная версия обсуждалась красноярскими СМИ, тем не менее, доказательств в подтверждение связи событий, не было. Еще одно событие, которое могло явиться причиной ухода Котюкова – проверка финансовой деятельности Красноярского края Счетной палатой. В результате расследования были обнаружены необоснованные траты и задолженности перед сотрудниками.

В марте того же года Михаил Котюков недолго проработал в Сибирском федеральном университете, чтобы вскоре вновь вернуться на госслужбу в краевую администрацию.

В 2010 году Котюков, верный член команды Александра Хлопонина, вместе с шефом переезжает в столицу, став начальником департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ.

В 2012 году Котюков становится заместителем главы Минфина РФ, курируя финансирование социального сектора, в том числе науку, сообщает портал Рос-Регистр. с 2013 года Михаил Котюков стал руководителем вновь образованного Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

На данной должности Котюков занимался разработкой принципов оценки эффективности научных учреждений России, а также инвентаризацией имущества, Российской Академии наук.

Подобное вмешательство в дела академии спровоцировало огромный поток негативной критики в адрес Котюкова. Он обвинялся академиками РАН в чрезмерной бюрократии и вмешательстве в научные дела.

Кроме деятельности на посту руководителя ФАНО, Котюков также был задействован в реформировании пенсионной системы и работе корпорации «Олимпстрой», занимавшейся возведением сооружений для сочинской Олимпиады.

Таким образом, к 41 году Михаил Котюков имеет весьма обширный трудовой список, который изобилует уходами и возвращениями нового министра образования России в 2018 году на государственную службу. Хорошо это или плохо, покажет только время. Как показывает опыт предыдущего правительства, все шансы на то, чтобы задержаться на госслужбе еще на 6 лет, у Котюкова есть.

Новости СМИ

Новости партнеров

О внесении в Госдуму законопроекта о вопросах госаккредитации образовательной деятельности Распоряжение от 9 июня 2018 года №1149-р. Цель законопроекта – при государственной аккредитации образовательной деятельности законодательно закрепить обязательный учёт сведений о независимой оценке качества подготовки студентов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности должен быть установлен обязательный учёт таких сведений.

14 мая 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о вопросах госаккредитации образовательной деятельности Цель законопроекта – при государственной аккредитации образовательной деятельности законодательно закрепить обязательный учёт сведений о независимой оценке качества подготовки студентов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности должен быть установлен обязательный учёт таких сведений.

27 апреля 2018 , Развитие Крыма О дополнительных бюджетных ассигнованиях на строительство и реконструкцию Международного детского центра «Артек» Распоряжение от 27 апреля 2018 года №782-р. Из резервного фонда Правительства России дополнительно выделяются средства в размере 3,3 млрд рублей на финансирование работ по противооползневой и инженерной защите территории спальных корпусов и центра инновационных образовательных технологий детского лагеря «Солнечный» МДЦ «Артек».

23 апреля 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении некоторых вопросов правового регулирования в сфере образования Распоряжение от 23 апреля 2018 года №742-р. Цель законопроекта – приведение двух законодательных актов в соответствие с положениями и терминологией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

18 апреля 2018 , Молодёжная политика О расширении направлений государственной поддержки общественных организаций в сфере молодёжной политики Постановление от 18 апреля 2018 года №467. Перечень направлений, по которым Росмолодёжь будет предоставлять субсидии общественным организациям в сфере молодёжной политики, расширен. Начиная с 2018 года субсидии будут предоставляться в том числе на создание условий для развития массового студенческого спорта, на реализацию волонтёрских инициатив в сфере образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, на распространение среди населения знаний о профилактике социально значимых заболеваний.

13 апреля 2018 Поручения Минобрнауки по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

12 апреля 2018 , Молодёжная политика О конкурсе молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа Постановление от 12 апреля 2018 года №442. В Ставропольском крае с 2011 года проводится Конкурс молодёжных проектов Всекавказского молодёжного форума. В целях оказания поддержки проектам участников конкурса в рамках молодёжных форумов, которые проводят все субъекты Северо-Кавказского федерального округа, изменено название конкурса – Конкурс молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа.

9 апреля 2018 , Об изменениях в порядке разработки и реализации «дорожных карт» Национальной технологической инициативы Постановление от 3 апреля 2018 года №401. Уточняются новые инструменты финансовой поддержки проектов, включённых в планы мероприятий («дорожные карты») Национальной технологической инициативы, корректируется процесс экспертизы и отбора таких проектов. Решения направлены на расширение круга участников НТИ и будут способствовать развитию новых перспективных рынков высокотехнологичной продукции.

9 апреля 2018 , О реализации проектов Национальной технологической инициативы Постановления от 3 апреля 2018 года №402 и №403. АО «Российская венчурная компания» наделено функциями проектного офиса НТИ в части организации конкурсного отбора центров НТИ, а некоммерческая организация «Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы» – функциями оператора в части финансирования центров НТИ. Утверждены Правила организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации НТИ.

9 апреля 2018 , Технологическое развитие. Инновации Об утверждении плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации «дорожной карты» «Нейронет» Распоряжение от 30 марта 2018 года №552-р. План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Нейронет» предусматривает системное регулирование по направлениям: «Нейрофарма», «Нейроассистенты и искусственный интеллект» и «Нейромедтехника».

2 апреля 2018 , О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов Национальной технологической инициативы Распоряжение от 30 марта 2018 года №557-р. Средства в размере 9,6 млрд рублей выделяются на реализацию проектов Национальной технологической инициативы. Эти средства предусмотрены в федеральном бюджете на 2018 год.

2 апреля 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении некоторых вопросов правового регулирования в сфере образования Цель законопроекта – приведение двух законодательных актов в соответствие с положениями и терминологией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Об утверждении Программы деятельности Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» на 2018–2022 годы Распоряжение от 24 марта 2018 года №502-р. Основные задачи Программы – создание экспериментальных, опытных и опытно-промышленных образцов новой техники и технологий, соответствующих приоритетным направлениям научно-технологического развития России.

7 марта 2018 Поручения Минобрнауки по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа О ситуации на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа.

1

Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Рособрнадзор

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

  • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
  • Министерство просвещения СССР,
  • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Чем будет заниматься Министерство просвещения?

С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

  • общего образования,
  • среднего профессионального образования
  • профессионального обучения,
  • дополнительного образования детей и взрослых,
  • воспитания.

По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929 : Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937 : Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940 : Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 - 1947 : Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949 : Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956 : Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967 : Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980 : Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990 : Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992 : Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996 : Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998 : Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004 : Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012 : Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2016 : Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2016 – 2018 : Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства :

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

С распадом Советского Союза, в ноябре 1991 года действующее Министерство просвещения РСФСР было преобразовано. На его базе путем объединения еще нескольких республиканских комитетов создалось Министерство образования РСФСР. А в конце декабря изменилось наименование государства. И министерство было переименовано в Минобразования Российской Федерации.

Все фамилии министров образования России

Минобразования РФ - орган госвласти, направлением деятельности которого является осуществление политики государства по нормативному, правовому регулированию в области науки, народного просвещения, молодёжной политики, попечительства и опеки, социальной защиты и поддержки воспитанников учреждений образования.

За двадцать шесть лет существования новой России 8 человек занимали пост министра образования России.

Период работы в должности

Э. Д. Днепров

С 07.1990 г. по 12.1992 г.

Е. В. Ткаченко

С 12.1992 г. по 08.1996 г.

В. Г. Кинелёв

С 08.1996 г. по 02.1998 г.

А. Н. Тихонов

С 02.1998 г. по 09.1998 г.

В. М. Филиппов

С 09.1998 г. по 03.2004 г.

А. А. Фурсенко

С 03.2004 г. по 05.2012 г.

Д. В. Ливанов

С 05.2012 г. по 08.2016 г.

О. Ю. Васильева

С августа 2016 г. по настоящее время.

Все министры образования России, каждый в свое время, внесли большой вклад в сохранение и развитие системы обучения населения страны.

Первый избранный министр образования РФ

Эдуард Дмитриевич Днепров - академик, доктор пед. наук, канд-т исторических наук. Его по праву считают реформатором российского просвещения в период становления вновь образованного государства.

На его плечи лег груз реорганизации Министерства образования РСФСР в Минобразования России. С декабря 1992 года был Ельцина Б. Н. Днепров Э. Д. - автор множества трудов по истории российской педагогики и школы.

Второй министр

После Эдуарда Днепрова министерство возглавил Е. В. Ткаченко, до этого работавший ректором Свердловского ИПИ, профессор, доктор химнаук. Став министром, объявил мораторий на приватизацию всей собственности во всех структурах министерства. Он был сторонником гуманитаризации и демократизации образования.

Министерство общего и профессионального образования

В августе 1996 года был упразднен Госкомитет высшего образования РФ. Его функции передали Минобразу, одновременно сменив название министерства. С 14 августа стало Министерством общего и профобразования. Министром назначили Кинелева В. Г.

С февраля по конец сентября 1998 года пост министра занимал бывший первый заместитель министра образования России А. - доктор технических наук, академик. Он известен работами по материаловедению в космической и радиационной областях. С октября 1998 года перешел на работу по методическому и научному обеспечению информатизации школ и сузов страны, методологии применения информационных технологий в образовательной и научной сфере.

Филиппов В. М.

В сентябре 1998 года министром назначили М. До этого он был ректором знаменитого РУДН. В правительство пришел вместе с Примаковым Е. М.

Вместе с заместителем председателя правительства Матвиенко В. И. приступил к работе по стабилизации ситуации в области просвещения и воспитания, уделив особое внимание сокращению задолженности по заработной плате учителям школ и воспитателям детских садов.

Министерство общего и профобразования в мае 1999 года было переименовано в Минобразования РФ. В этом же году была утверждена госпрограмма по развитию и усовершенствованию системы на период по 2004 год. По инициативе Филиппова начато активное обновление системы и принципов образования. В начале 2000 года Филиппов в Москве провел Съезд учителей и воспитателей России, который предыдущие министры не проводили.

Владимир Михайлович провел почти полную модернизацию системы просвещения. Обеспечил школы автобусами, провел информатизацию в учебных заведениях, были выработаны и введены новые стандарты общего образования. Началось постепенное введение Единого госэкзамена. Начала работать система набора студентов в вузы страны на основе вузовских, региональных и общероссийских олимпиад. Утверждены правила целевого квотированного направления молодых людей для обучения в определенных высших учебных заведениях и многое другое.

Минобрнауки России

В 2004 году председатель правительства М. Фрадков переводит А. А. Фурсенко из Министерства промышленности в Минобрнауки.

Министр образования и науки России (теперь так называется Министерство) свою деятельность начал с продолжения реформ, начатых Филипповым. При нем уже окончательно был введен в действие Единый госэкзамен во всех одиннадцатых классах. Высшее образование стало двухуровневым: бакалавриат и магистратура. В 2012 году, когда Президентом вновь стал В. Путин, Фурсенко перешел на работу в его аппарат.

На освободившееся место назначили ректора МИСиС Он был сторонником сокращений количества вузов. Предложил лишить лицензий бюджетного финансирования все неэффективные высшие учебные заведения.

Министр сегодня

Кто сейчас министр образования России? С августа 2016 года данную должность занимает Ольга Васильева, доктор исторических наук. За год работы на вверенной должности проявила себя, как и все предыдущие министры образования России, чиновником, радеющим за процветание отечественной науки и просвещения.

Loading...Loading...