Федеральные округа и их правовая природа. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспектива развития

На нынешнем этапе институт федеральных округов испытывает потребность в стабилизации. Продолжается дискуссия по поводу эффективности системы, которая в значительной степени объясняется тем, что многие элементы окружной системы не были доработаны, «доведены до ума» и стандартизированы для всех округов.

Историю функционирования федеральных округов можно разделить на этапы. На первом этапе значение института полпредов искусственно преувеличивалось в рамках PR-кампании, а сами полпреды вели себя жестко, зачастую - агрессивно, стремясь утвердить свое превосходство над главными объектами своего контроля - губернаторами. На втором этапе институт федеральных округов и полпредов стал проходить новый рубеж. Этот этап можно назвать интеграционным. Эффективность действий полпредов начинает оцениваться все более скептически, что в глазах многих наблюдателей ставит под сомнение саму целесообразность федеральных округов. Но в то же самое время начинается более глубокая интеграция полпредов в региональную среду, от вмешательства система эволюционирует к партнерству с региональными элитами.

Третий этап функционирования федеральных округов можно назвать стабилизационным. Система федеральных округов окончательно встраивается в отношения между центром и регионами, занимая в ней свое промежуточное положение. Именно на этом этапе можно говорить о том, что институт состоялся. С одной стороны сглаживаются его противоречия с региональным уровнем власти, что приводит к существенному снижению противоречий между уровнем федеральных округов и уровнем субъектов федерации. С другой стороны отлаживаются и становятся более рутинными процедуры реализации централизованного контроля через систему федеральных округов, они работают, но уже не воспринимаются как грубое вмешательство и нажим. Однако стабилизация федеральных округов является достаточно условной. Анализ истории федеральных округов позволяет говорить о переходе от искусственной их «имплантации» в систему отношений между федеральным и региональным уровнями власти, которая неизбежно была сопряжена с конфликтами, к естественной бюрократической саморегуляцией. На нынешнем этапе преобладает последняя тенденция, и ее развитие позволяет сделать вывод, что институт федеральных округов все-таки состоялся как нормальный, управленческий уровень, выполняющий поставленные центром, а также определившиеся по ходу развития процесса задачи. В связи с этим интересны тенденции развития федеральных округов, о которых пойдет речь ниже.

Тенденция развития федеральных округов.

Существуют различные социально-экономические стратегии развития федеральных округов. Рассмотрю ряд из них.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.

Стратегия разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения.

Среди наиболее привлекательных проектов вложения инвестиций в южном федеральном округе -- развитие южных индустриальных центров. Сегодня Волгоградский тракторный завод выпускает от 2 до 3 тыс. единиц техники в год, а способен производить до 50 тыс. тракторов. При увеличении урожая в субъектах округа с 16,5 млн до 30--35 млн тонн зерна потребуется дополнительная сельхозтехника. Соответственно необходимо развитие мощностей производящих её предприятий.

Другое направление -- развитие туризма и санаторно-курортной базы. Юг России с его уникальными пляжами Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик), с его мягким климатом и солнечными днями -- благодатный край. Курорты юга России способны принимать ежегодно до 25 млн человек.

В округах сформирован крупный курортно-рекреационный комплекс. Из 150 курортов климатического, бальнеологического, бальнеогрязевого профиля страны около 50-ти расположены в ЮФО. Курортно-туристический бизнес в Южном федеральном округе -- одно из самых эффективных направлений экономики региона, развитию которого будут способствовать благоустройство существующих центров общероссийского значения, перераспределение потоков отдыхающих по территории, создание новых условий для зимних видов отдыха, строительство современных курортных комплексов, обеспечение высокого сервиса туристам.

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010 - 2020 годах будут являться: информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение; добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых; геолого-разведочные работы; перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии; агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства); энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии); инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта; промышленность строительных материалов; строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса; прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса; высококачественные (включая экспортно ориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на этой территории за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока.

Предусмотренный Стратегией - 2025 базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона, увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Также перспективным видится увеличение в границах России количества федеральных округов, что позволит, существенно не нарушая сложившиеся в рамках федеральных округов межрегиональные связи, повысить эффективность функционирования государственных органов на уровне федерального округа, поднять на более высокий уровень степень их взаимодействия с иными органами публичной власти, а также максимально выровнять федеральные округа между собой в социально-экономическом плане, существенно усилить в их размещении управленческий аспект.

Переход экономики страны к рыночным отношениям требует дифференцированного подхода к развитию субъектов Федерации, входящих в округ. В последнее десятилетие значительный спад производства отмечался в областях, связанных с развитием машиностроительного комплекса и ориентирующихся на развитие легкой промышленности. Это связано с использованием устаревшего оборудования и неконкурентоспособной продукцией, производимой в ведущих отраслях хозяйственного комплекса региона. Немаловажное значение в спаде производства имела и высокая концентрация в регионе предприятий военно-промышленного комплекса.

Округ располагает необходимыми условиями для производства импортозамещающей продукции. Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса возможно лишь при условии коренной реконструкции значительной части предприятий и улучшения их технической оснащенности. Углубление специализации машиностроения должно быть связано с производством высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом не только на внутреннем, но и внешнем рынке.

Перспективы развития химической промышленности округа возможно реализовать только за счет реконструкции и технического переоснащения действующих предприятий. Дальнейшее наращивание их мощностей нецелесообразно, так как федеральный округ испытывает дефицит водных ресурсов и относится к экологически неблагополучным районам страны. Ориентация легкой промышленности на привозное сырье (преимущественно из республик Средней Азии) поставила легкую промышленность в тяжелое положение. Поэтому развитие отрасли должно ориентироваться на укрепление собственной сырьевой базы за счет развития льноводства в наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении регионах страны -- Центральном, Северо-Западном, северных областях Приволжского федеральных округах.

Эффективное развитие продовольственного рынка возможно только при создании современной развитой инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить реализацию программы развития оптовых продовольственных рынков, бирж, ярмарок, создать государственную систему информации о рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия, организовать широкую сеть информационно-консультационных служб для товаропроизводителей.

Создание акционерных обществ, различных видов товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций крестьянских и фермерских хозяйств наряду с развитием рентабельных колхозов и совхозов обеспечит формирование многоукладного хозяйства в целях лучшего использование местных условий и ресурсов.

Целесообразно привлечение иностранных инвесторов для развития наиболее перспективных направлений хозяйственного комплекса. Нуждается в совершенствовании и сложившаяся система финансовых отношений государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Необходимо создание специального фонда кредитования с льготными условиями и предоставлением кредитов не только рентабельным предприятиям, но и тем хозяйствам, которые на основе использования кредита могут вести расширенное воспроизводство, а в сельскохозяйственных районах -- финансово-промышленных групп аграрного направления. Финансирование сельскохозяйственных предприятий в этом случае осуществляется в счет форвардных поставок продукции, а выделяемые средства направляются на реализацию эффективных программ в агропромышленном производстве.

Одним из необходимых условий развития рыночных отношений является создание рыночных инфраструктур не только в индустриально развитых районах, но и регионах, значительно отстающих в экономическом отношении.

Важное значение имеет проведение рациональной демографической политики. Повышение жизненного уровня населения страны и округа позволит повысить уровень рождаемости в регионе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - в ряде государств с федеративным устройством (США, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Австралия) особая административно-территориальная единица, на территории которой размещается столица федерации. В Аргентине Ф. о. называется федеральным столичным округом, в США - Ф. о. Колумбия, в Австралии - столичной территорией и т. д. Ф. о. может либо входить в федерацию наравне с другими субъектами (Бразилия), либо является лишь составной частью, но не субъектом федерации и управляется непосредственно федеральным правительством (США, Мексика, Венесуэла). Впервые Ф. о. образован в 1790 г. в США на землях, уступленных двумя штатами - Мэрилендом и Виржинией - для строительства новой столицы Союза - г. Вашингтон.

В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: северо-западный, центральный, приволжский, Северо-кавказский, Уральский, сибирский, дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти. 7 федеральных округов созданы указом Президента РФ В.В.Путина N849 от 13 мая 2000 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе"; тем же указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.

Направления развития российской экономики всегда связывались с экономическими, природными, историческими особенностями страны, с ее гигантской территорией, огромными и разнообразными хозяйственными ресурсами. В связи с этим неизменно была высока роль централизованного управления государственной власти и ее инструментов. Кроме государственных границ и центра необходимы управленческие ячейки государственного пространства. Отсюда важное значение приобретали вопросы территориально-организационной структуры экономики. В России изначально принятая модель реформ игнорировала активную роль государства в ее реализации. При огромном количестве регионов - субъектов Федерации и их безудержном стремлении к расширению суверенитета это сильно ослабляло центральную государственную власть.

Государство - не только очерченное границами географическое пространство, где живут и работают его граждане, но и прежде всего закон, конституционный порядок и дисциплина. Нетер­пимым стало положение, когда пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречила Основному закону страны, с ним расходились конституции республик и уставы областей, а между краями и областями устанавливались торговые барьеры и даже пограничные столбы. Последствия таких нарушений законности могли быть катастрофичными, но внимательно и строго следить из столицы за положением в 89 регионах невозможно (а 8 межре­гиональных ассоциаций не являются органами государственного управления). Помимо межэтнических конфликтов и амбициоз­ных претензий региональных элит на почве «суверенитета», угро­зу национальной безопасности России, ее территориальной цело­стности представляют продвижение НАТО к границам нашей страны и агрессивные планы враждебного зарубежья по ее дроб­лению в условиях кризисного ослабления и отрыва экономичес­ких связей периферийных территорий от центральных.


Таким образом, жизненно назрел вопрос о создании в России формы государственного управления на федеральном (межрегиональном) уровне в виде полномочных представительств центральной власти в укрупненных административно- территориальных образованиях, например федеральных округах, что согласуется с российской Конституцией (ст. 71), относящей федеративнoe устройство к ведению Федерации 1 .

Указом Президента России от 13 мая 2000 г. «О полномочном [представителе Президента Российской Федерации в федеральном [округе» в целях обеспечения реализации его конституционных Полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полно­мочных представителей Президента России в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах и утверждены соответствующие Положение и перечень федеральных округов.

Поскольку организационно-хозяйственная функция - важ­нейшая для государства не только в плановой, но и в регулируе­мой рыночной экономике, то в основу новой формы государственно-территориального деления положены не национальный или формально административный фактор, а прежде всего прин­ципы экономического районирования. Так как государ­ственное управление широко функционально, то надо использо­вать и элементы специального районирования, которое всегда применялось, в том числе в дореволюционной России (ок­руга военные, путей сообщения и др.). Поэтому верхним, межре­гиональным звеном территориального деления сделаны 7 феде­ральных административно-хозяйственных образований в составе групп и отдельных экономических районов с некоторыми изме­нениями границ (рис. 12.1). Причем сохраняется среднее, регио­нальное звено (со всеми ветвями власти).

Принятая схема федеральных округов сочетает преобладаю­щее зональное деление (Центральный, Северо-Западный, При­волжский, Сибирский, Дальневосточный округа) и скорректиро­ванное макрорегиональное (Южный, Уральский округа). Терри­ториальные границы федеральных округов в дальнейшем могут меняться. Что касается их нынешней схемы, то она включает не только экономическое районирование, но и элементы оборонно­го (военные округа) и национально-политического районирова­ния; это привело к необходимой трансформации некоторых (осо­бенно Поволжского и Уральского) территориально-хозяйствен­ных макрокомплексов.

При укрупненном административном делении количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело централь­ные органы, решая вопросы бюджетного финансирования, нало­гообложения, приватизации и прочие, сокращается на порядок и одновременно федеральная власть, разгружаясь в центре, при­ближается к местам. Вместо 89 управленческих «связок» с регио­нами федеральный центр имеет теперь непосредственную связь с 7 федеральными округами, каждый из которых, в свою очередь, связан в среднем с 12-13 регионами. Преимущества макрорегио­нов и зон сказываются также в управлении федеральными энер­гетическими системами, путями сообщения, информацией и свя­зью, в обеспечении обороноспособности (включая мобилизаци­онную подготовку), правопорядка и национальной безопасности.

Напомним, что до революции подобными административны­ми образованиями были наделенные большими правами генерал-губернаторства и наместничества, включавшие по несколько гу­берний. В советские годы крупные экономические районы и зо­ны использовались для территориального планирования, в них создавалось комплексное и дублирующее хозяйство, а в настоя­щее время на этих территориях функционируют межрегиональ­ные ассоциации экономического взаимодействия, не проявляя, однако, активной деятельности из-за отсутствия государственно-правового статуса.

Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементи­руя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру прежде всего должен опирать­ся федеральный центр в своих взаимоотношениях с территория­ми. Поэтому и был смысл, чтобы в соответствии с положениями Конституции России создать в них не региональные, а федераль­ные органы власти (управления), переместив ряд соответствую­щих функций регулирования, координации, распоряжения и контроля из центрального аппарата в территориальный (не затра­гивая функции регионов), что отвечает интересам федерализма в новых условиях (делегировать функции округам не надо, ибо они установлены центру, округа же - «центр на периферии»).

Во вновь образованных федеральных округах целесообразно иметь полномочные представительные органы не только Прези­дента, но и Правительства (ликвидировав их многочисленные представительства в субъектах Федерации), а также управления военными округами, зональные органы ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и др. (они и созданы).

Важными задачами полномочного представителя Президента (России в федеральном округе являются реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, контроль за исполнением реше­ний федеральных органов государственной власти, регулярные доклады Президенту об обеспечении национальной безопаснос­ти, о политическом, социальном и экономическом положении в округе с внесением соответствующих предложений.

Среди функций полномочного представителя:

Координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти в округе;

Организация взаимодействия этих органов с органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, органами местного са­моуправления, политическими партиями, иными общественны­ми и религиозными объединениями;

Разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономи­ческого развития территорий в пределах округа;

Организация контроля за исполнением федеральных зако­нов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распо­ряжений Правительства, за реализацией федеральных программ;

Участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах округа и др.

В таких многоресурсных экономических зонах могут сло­житься наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоратив­ных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного ре­гулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования (налоги, цены, тарифы и т. д.), налаживания самофинансиро­вания и товарного самообеспечения, организации системы госу­дарственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов. Можно бу­дет лучше преодолевать вызванные рынком тенденции к резкой неравномерности экономического и социального развития, осу­ществлять регулярный мониторинг его региональных уровней.

Противоречия между центром и регионами в силу их различ­ных интересов будут всегда, но их остроту можно заметно сни­зить. Более полная информация о положении дел и личные кон­такты различных властей обеспечат лучшее взаимопонимание, этому способствует приближение федерального управления к территориям.

3.Деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия представляют собой координационные структуры органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром

Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 г, № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природных ресурсов и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования. Они создавались начиная с лета 1991 года. По каждой ассоциации принималось распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР, в котором регионам, вступившим в ассоциацию предоставлялись значительные экономические льготы.

Всего создано 8 ассоциаций, охватывающих к началу 1999 года всю территорию России, кроме Чечни (8 регионов входят в две ассоциации сразу). Территории ассоциаций в значительной степени совпали с территориями 11 экономических районов России (в том числе Ассоциация "Северо-Запад" - Северный и Северо-Западный районы; "Большая Волга" - Поволжский и Волго-Вятский; "Сибирское соглашение" - Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский).

В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций. Терри­тории (регионы) ассоциаций в основном совпадают с крупными экономи­ческими районами. Основными исключениями являются ассоциация "Северо-Запад" (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), ассоциация "Большая Волга" (объединяет Волго-Вятский и Поволжский экономический районы), ассоциация "Сибирское соглашение" (объединяет Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы). Кроме I того, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации. Калининградская область входит в ассоциации "Северо-Запад" и "Центральная Россия", Новгородская область - в "Северо-Запад" и "Черноземье", Брянская и Тульская области - в "Центральную Россию" и "Черноземье"; Тюменская область - в "Большой Урал" и "Сибирские соглашение", Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ - в "Сибирские соглашение" и "Дальний Восток и Забайкалье". В некоторых мероприятиях межрегиональных ассоциаций принимает участие в качестве наблюдателя также Союз российских городов. Кроме того на равный с межрегиональными ассоциациями статус претендовала Ассоциация автономных образований, созданная в 1992 году. 5 февраля 1993 руководители 8 ассоциаций подписали Соглашение о сотрудничестве с Правительством РФ, а 14 июля 1994 - с Федеральным Собранием РФ.

В настоящий момент деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «Об общих принципах и деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ» принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 года. Согласно статье 1 настоящий Федеральный Закон определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Во второй статье Закона ассоциация определяется как некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации.

Согласно закону ассоциации выполняют ряд задач, в том числе и в международной области: подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Данный закон не только регулирует деятельность ассоциации во внутрирегиональной, экономической, социальной, технической, законодательной, инвестиционной, финансовой сферах, но и определяет полномочия в международной сфере.

Национально-территориальное деление (автономные округа, республики)- предполагает учет при делении национальный состав населения рацона, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии

Административно-территориальное деление России. Федеральные Округа

Административно-территориальное деление Российской Федерации - важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно–территориальное устройство России обусловлено обширностью территории нашей страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.
Административно-территориальное устройство России, имеющей федеративную форму государственного устройства, является государственно-правововым механизмом, обеспечивающим экономическую, политическую, идеологическую и организаторскую деятельность государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням:

  • федеральные округа
  • Субъекты Российской Федерации
  • экономические районы

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов

Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 марта 2014 года создан Крымский федеральный округ и включен в состав Российской Федерации/ Он стал девятым федеральным округом России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями - он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа Административный центр Кол-во субъектов РФ Площадь (км 2) Население (на 01.01.2013)
Центральный федеральный округ Москва 652,8 38 678 913
Южный федеральный округ Ростов-на-Дону 416,84 13 910179
Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург 1 677,9 13 717 773
Дальневосточный федеральный округ Хабаровск 6 215,9 6 251 496
Сибирский федеральный округ Новосибирск 5 114,8 19 278 201
Уральский федеральный округ Екатеринбург 1 788,9
Приволжский федеральный округ Нижний Новгород 1 038 29 772 235
Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 172,36 9 540 758
Крымский федеральный округ Симферополь 27,16 2 342 000

2.Принципы и методы экономического районирования РФ



Экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производства и связей. Применительно к регулируемой экономике данное определение дополняется указанием на такие принципиальные отличия, как целенаправленность развития хозяйства (на основе программ и планов, корректирующих рыночное саморегулирование), его пропорциональность, комплексность и диверсификация, активное и рациональное участие в общественном территориальном разделении труда. Последнее и есть основа формирования всех экономических районов, способствующая массовому и эффективному производству различных товаров и расширению рынка.Основа экономического районирования – территориальное разделение труда на определенном виде товарной продукции, которая определяет экономический профиль территории объективно.

Экономическое районирование – выделение территории с определенным сформированным производством, основанным либо на собственных ресурсах, либо на трудовых навыках населения с учетом исторически сложившимся хозяйственным укладом.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д.

В зависимости от целей экономического районирования, решаемых им задач различают две его разновидности - районирование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (промышленное, сельскохозяйственное и т. д.). Далее речь пойдет об интегральном экономическом районировании - выделении общеэкономических районов разного уровня (верхнего, среднего, низового), а также экономических зон.

Наша страна располагает богатым научным наследием и практическим опытом экономического районирования. Территориально-экономическое деление России в познавательных целях проводилось задолго до революции. Конструктивные работы в этой области начались с первых советских лет (план ГОЭЛРО и госплановское районирование 20-х годов). Сетка экономических районов совершенствовалась вплоть до 80-х годов.

Следует иметь в виду, что рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов, территориального разделения общественного труда, а лишь модифицируют его. Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие факторы и принципы экономического районирования.

Современный период отличается заметным изменением характера прежних районообразующих факторов и появлением новых. Территориальные проблемы постиндустриальной экономики остро встают для районов с суровыми природными условиями, освоение которых приобрело широкий размах. Однако для районирования важен не только учет географических границ эффективного использования новой техники и т. п. Влияние технико-организационного фактора на районообразование и районирование проявляется повсеместно через территориальные формы прогрессивной организации общественного производства его концентрацию, специализацию, комплексность и т. д. Традиционные принципы экономического районирования уточняются на каждом этапе с учетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального регулирования.

Важным принципом районирования является обеспечение высокого уровня территориальной концентрации производства и его ресурсов. Например, крупные экономические районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы.

С этим связано соблюдение научно обоснованного масштаба районирования, что служит гарантией от случайных, произвольных решений и позволяет добиться относительного равенства по районам одного и того же ранга экономических показателей. Тенденции территориальной концентрации под воздействием научно-технического прогресса и долгосрочной устойчивой конъюнктуры рыночного спроса весьма существенно сказываются на формировании экономических районов.

Рост производительности труда и единичной мощности машин и оборудования вместе с увеличением числа агрегатов на предприятиях и расширением количества отраслей и производств в районе приводит к тому, что сравнительно ограниченные территории по производственным ресурсам становятся эквивалентными обширным районам и даже всей стране в прошлом. Например, выпуск промышленной продукции в Западной Сибири к 1980-м годам достиг объема производства в СССР в 1940 г.

При экономическом районировании традиционно исходят из территориальных различий в специализации хозяйства. Состав и границы экономического района должны определяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков. Считая черную и цветную металлургию основой хозяйственного профиля Урала, при установлении его границ объединили в одном районе все металлургические центры и все рудные ресурсы на данной территории. То же самое - с другими специализирующими отраслями уральской экономики. Это позволяет добиться высокой производительности общественного труда на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Причем учитываются перспективы развития.

Решающим фактором дифференциации экономических показателей по территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации на определенных видах товаров служат благоприятные экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения - трудовых, топливно-энергетических, земельных, водных. Так, единство Восточной Сибири как экономического района ставится под сомнение значительной дороговизной топлива и электроэнергии в Забайкалье в сравнении с Предбайкальем.

Приобретает новые черты и такой традиционный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием. С 20-х годов она, как и региональная специализация, стала у нас незыблемым принципом экономического районирования. Территориальный хозяйственный комплекс определенного масштаба и профиля является ядром экономического района. Особенно это выражено в крупном экономическом районе макрорегионе.

В предвоенный период при разработке территориальных планов большое внимание уделялось обеспечению экономических районов собственным топливом, электроэнергией, химическими удобрениями, цементом, товарами народного потребления и т. д. Поэтому в качестве таких самообеспечивающих районов выделялись обширные территории. Например, Центральный район включал и территории нынешних Волго-Вятского и Центрально-черноземного. Однако теперь благодаря техническому прогрессу многие эффективные экономические связи могут охватывать еще более широкие, огромные пространства, нередко распространяясь на всю страну; их надо рассматривать как межрайонные. Доминирующими показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание специализирующих отраслей и производств при их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

Конечно, внутренние части региональных комплексов должны отличаться не только общностью специализации, но и тесными и устойчивыми производственными (экономическими и технологическими) связями. Однако это не может противоречить эффективному межрайонному разделению труда и формированию зональных рынков. Технический прогресс, концентрация и специализация производства ведут к тому, что все большее районообразующее значение среди условий комплексного развития хозяйства приобретают внутрирайонное кооперирование и комбинирование производства (часто только по промежуточным продуктам). Повышается роль мощных производственных и транспортных узлов, связывающих важнейшие отрасли промышленности, вокруг которых и формируются хозяйственные комплексы районов. Например, на Урале ими являются прежде всего Екатеринбург, Пермь и Челябинск.

Вместе с тем в качестве ядер экономических районов Европейской части страны могут выступать не только крупнейшие индустриальные узлы и городские агломерации (Москва, С.-Петербург, Н. Новгород и др.), но и не столь мощные, однако достаточно крупные промышленные центры и города (Архангельск, Воронеж, Краснодар и др.). Конкретные границы экономического района зачастую тесно связаны с конфигурацией транспортной сети, объединяющей ядра районов с периферией. Размежевание транспортных (грузовых и пассажирских) потоков между соседними крупными хозяйственными центрами определяет границы разных районов.

Непременным требованием районной комплексности стал Учет социального и экономического факторов территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения, а также охраны природы и совершенствования использования природных ресурсов. Посредством экономического районирования можно улучшить условия для сближения и выравнивания уровней социально-экономического развития различных регионов. Ведь в некоторых районах внутренняя остросоциальная специфика затушевывается общей благоприятной картиной. Так, индексы среднедушевого дохода в отдельных областях одного и того же экономического района различаются весьма существенно.

Только при соблюдении принципов хозяйственной специализации и комплексности района его развитие можно успешно регулировать с использованием программного, балансового, оптимизационного и других методов, формировать его взаимоувязанно, гармонично, успешно решать районно-комплексные проблемы и добиваться высокой социально-экономической результативности.

Районная комплексность , понимаемая как особый вид территориально-производственной интеграции, дополняется мобильной диверсификацией региональных хозяйств, приспособлением их структуры к рыночной конъюнктуре товарного спроса и предложения.

Важное научное и практическое значение при районировании имеет вопрос о дифференциации территориальных образований на экономические и неэкономические, а экономических на районы и зоны. В основе экономических районов находятся региональные хозяйственные комплексы. Но слишком большое дробление или, наоборот, укрупнение экономических районов приводит к размыванию этих комплексов, фактически замещению их другими территориальными формированиями: внизу - первичным социумом (мелкими территориями социального характера), наверху - зональными образованиями (экономического или даже неэкономического свойства). В них уже отсутствуют существенные признаки экономического района, в первую очередь четко выраженные хозяйственная специализация и комплексность.

За последние десятилетия качественный подход к обоснованию экономического районирования, который прежде был единственным, начал дополняться количественным. Правда, и в прошлом применялись картографический, статистический и отчасти балансовый методы, но более точные приемы количественного анализа стали внедряться лишь сравнительно недавно.

Группировка первичных районов (например, областей и т. п.) в более крупные по некоторым существенным признакам сравнительно просто проводится на основе статистических и расчетных (на перспективу) показателей регионального анализа. Для выявления общих черт специализации, а также комплексности областных единиц могут использоваться известные показатели: индекс локализации и общий индекс специализации, коэффициент сходства отраслевой структуры, индекс среднеотраслевой эффективности промышленного производства областных районов и др. Учитываются также экономический потенциал выделенных районов (численность населения, объем промышленного производства и т. п.), оценки на ресурсы многоцелевого характера, межобластной обмен грузов и т. д. При обосновании экономических районов должны рассматриваться различные варианты их состава.

Особенно плодотворно применение в экономическом районировании точного - экономико-математического метода. Эта проблема практически обычно касалась либо исследования отдельных сторон общей теории, либо только районирования каких-то ограниченных территорий. В СОПСе при Госплане СССР была впервые разработана принципиальная экономико-математическая модель всего территориально-экономического деления страны (70-е годы).

Модель основана на выявлении региональной дифференциации затрат общественного труда. Для этого исчислялась система оценок народнохозяйственных (приведенных) затрат в разрезе первичных регионов (областей и т. д.) по 4 ресурсам межотраслевого (многоцелевого) назначения (трудовым, земельным, водным, топливно-энергетическим) и по фактору транспортно-географического положения, отражающих общие условия территориальной специализации. Группировка первичных районов в крупные проводилась по степени общности значений всех пяти факторов совокупности, наименьшего отклонения их значений от средней величины (по минимуму коэффициента вариации). Варианты сетки районов просчитывались на ЭВМ.

Основные принципы районирования:

· Экономический, то есть делается расчет отраслей специализации, определяются производственные, материальные, технологические связи между производствами, экономические (межрайонные) связи.

· Национальный, национальные интересы, жизненный уклад.

· Административный , определяет целостность вхождения административной единицы территории в экономический район.

Принципы были сформулированы в 20-е годы при первом районировании.

В основе экономического района лежит районный хозяйственный комплекс ТПК, который состоит из трех групп: отрасль специализации, вспомогательные отрасли производственного характера, обслуживающие первую группу, дополнительные отрасли социального характера, обслуживающие население.

Главное в районно-хозяйственном комплексе – это тесная взаимосвязь всех видов производств по различным направлениям, что позволяет обеспечить экономику территории необходимыми видами товаров и услуг собственного производства. Таким образом происходит снижение общественных затрат, их экономия в производстве главных видов товарной продукции. Здесь достигается большой вывоз товарной продукции за пределы региона и малый ввоз. В результате торгово-сальдовый баланс территории становится положительным (больше 1).

Определение отраслей специализации идет по индексному методу.

Создание федеральных округов позволяет решать общенациональные задачи, связанные с формированием единого экономического пространства России, основанного на административных и экономических связях, где используется не только крупный финансово-денежный капитал, но и возможности мелкого и среднего бизнеса, государственных сфер бюджета. Это позволяет определить конкретные, четкие полномочия Центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, наводить порядок в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти в межбюджетных отношениях.

Восемь федеральных округов на сегодняшний день являются более жесткой формой для упорядочения работы с региональными элитами.

Важную роль в системе федеральных округов играют консультативные органы, которые позволяют координировать деятельность региональных органов власти и интегрировать региональные элиты.

Например, в Центральном федеральном округе развита практика «тематических» Советов, которые проводятся в определенных регионах по тем или иным конкретным вопросам общегосударственного и окружного значения. Предметом заседаний окружных Советов становятся и вопросы экономического характера, что способствует экономическому развитию и привлечению инвестиций в субъекты федерации. Мероприятия Центрального федерального округа, представляющие собой презентации экономических возможностей его регионов, проводились даже в Лондоне и Брюсселе. На территории округа регулярным мероприятием стал инвестиционный форум в Тамбове, прозванный «тамбовским Давосом». Помимо прочего он позволяет привлечь интерес к Тамбовской области - одному из самых отсталых регионов Центральной России. В сентябре 2012 года на Дальнем Востоке прошел саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 2015 году в Уфе пройдут заседания Совета глав государств -- членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и встречи глав государств и правительств БРИКС.

Во всех округах созданы «парламентские ассамблеи», которые объединяют спикеров региональных законодательных собраний. Работа этих «ассамблей» при должной организации позволяет скоординировать региональный законотворческий процесс. Таким путем может поддерживаться соответствие регионального законодательства федеральному, и одновременно могут проходить предварительное обсуждение региональные законотворческие инициативы.

Возможности для развития федеральных округов как интегрированных территориальных систем расширяются с помощью создания в округах интеллектуальных центров и реализации окружных экономических программ. В некоторых федеральных округах были созданы Центры стратегических разработок (Северо-Западный, Приволжский, Сибирский округа). В целом ряде случаев предпринимались попытки разработать стратегию экономического развития округа и получить под нее бюджетное финансирование.

Объединение среднемасштабных регионов (областей, краев, республик) в крупные экономические районы позволяет в определенной степени иметь обобщенное представление об особенностях территориального разделения труда и территориально-экономических отношений (в элементарном виде выраженных экономическими показателями). Сетка макрорегионов, раскрывая современную и перспективную региональную структуру народного хозяйства, особенно удобна для текущего и среднесрочного планирования (прогнозирования) и разработки статистических сводок в территориальном разрезе и давно используется в таком качестве. Не случайно крупные экономические районы называют также основными.

Что касается нынешней схемы федеральных округов, то она включает не только экономическое районирование, но и элементы оборонного (военные округа) и национально-политического районирования; это привело к необходимой трансформации некоторых (особенно Поволжского и Уральского) территориально-хозяйственных макрокомплексов.

Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России.

Среди функций полномочного представителя:

* координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе;

* организация взаимодействия этих органов с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

* разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономического развития территорий в пределах округа;

* организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, за реализацией федеральных программ;

* участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах округа и др.

В таких многоресурсных экономических зонах складываются наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоративных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного регулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования (налоги, цены, тарифы и т. д.), налаживания самофинансирования и товарного самообеспечения, организации системы государственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов.

Важное функциональное назначение экономических зон -- укрупненных экономических районов (федеральных округов и др.) -- долгосрочное территориальное прогнозирование и планирование. Оно имеет дело с относительно небольшим кругом показателей, укрупненными расчетами, степень достоверности которых понижается как с расширением временного горизонта, так и уменьшением размеров территориальных единиц. Поэтому для прогнозов на 10 и более лет целесообразно использовать схемы сплошных зон -- укрупненных экономических районов, представляющих группировки макрорегионов.

Позволяя обеспечить организационные и экономические механизмы роста региональных экономик, федеральные округа способны выровнивать наиболее опасную для существования федеративного государства асимметрию социально-экономического развития регионов, что предоставляет возможность оптимизировать экономические основы российского федерализма. Формальное объединение субъектов Федерации в федеральные округа и, как следствие, выявление общих для регионов вопросов создает условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, снижения степени сепаратизма, центробежных устремлений и в конечном счете укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства. Кроме того, межрегиональный характер федеральных округов позволяет осуществлять федеральный государственный контроль еще на промежуточном уровне, содействуя урегулированию неизбежно возникающих конфликтов в государственно-административной сфере как между центром и регионами, так и между субъектами Федерации, а в ряде случаев их недопущению.

Важность горизонтальных связей между субъектами Федерации для развития устойчивых федеративных отношений обусловливает необходимость их усиления и укрепления Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития. - Законодательство и экономика, 2009. Общность и единообразие социально-экономических проблем ряда субъектов Федерации, расположенных в разных федеральных округах, в некоторых случаях объективно диктует целесообразность их одновременного разрешения. Так, на федеральном уровне должное внимание уделено комплексному решению вопросов социально-экономического развития субъектов России, расположенных в пределах Дальневосточного и части Сибирского федеральных округов. По итогам рабочего совещания полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах 14 декабря 2000 г. в г. Перми разработка и реализация межокружных механизмов взаимодействия были признаны приоритетной задачей.

Кроме того, объединение регионов в федеральные округа дает им возможность совместно отстаивать общие позиции перед центральной властью. Осуществление государственного суверенитета происходит при активном участии в этом процессе субъектов России и совместно с ними, но при доминировании в конституционных рамках федерального центра, что позволяет на основе взаимной ответственности властей построить субсидиарное государство.

Резюмирую изложенное в первой главе, можно констатировать, что федеральные округа, позволяя обеспечить организационные и экономические механизмы роста региональных экономик, способны выравнивать наиболее опасную для существования федеративного государства асимметрию социально-экономического развития регионов, что предоставляет возможность оптимизировать экономические основы российского федерализма.

В итоге вместо множества разрозненных и не имеющих общего руководства федеральных территориальных структур в 83 регионах создана жесткая, управляемая сверху донизу, упорядоченная система исполнительной власти, которая позволила не только скорректировать региональное законодательство, но и найти способы контроля за привлечением финансовых ресурсов, повысить инвестиционную привлекательность регионов..

Таким образом, создание федеральных округов создает условия для развития интеграционных процессов в рамках территориально-экономических структур, формирования рыночной инфраструктуры, способствует повышению эффективности инвестицонно - инновационной деятельности и функционированию региональных рынков.

Loading...Loading...