Для чего нужно наглядное пособие. Наглядные пособия, тсо, их классификация
Большинство графических материалов помещается в приложении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновременным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.
Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.
Одни и те же материалы могут быть представлены в различных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.
Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остановимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.
1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).
2. Графические схемы, чертежи.
3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).
Наглядно позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.
24 5. Наглядные материалы, их виды и использование
4. Диаграммы с областями (рис. 2).
Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.
5. Наглядные материалы, их виды и использование 25
6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).
Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.
|
5. График (рис. 3).
Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений
7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).
Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.
8. Круговая диаграмма (рис. 6).
Она показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.
Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выделить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.
26 5. Наглядные материалы, их виды и использование
9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).
Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотношение частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).
10. Точечная диаграмма (рис. 8).
Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.
Таким образом, в дипломной работе целесообразно использовать разные виды наглядно-графических материалов в зависимости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
6.1. Общие требования
Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной работе. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная записка должна быть переплетена в твердую обложку.
Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интервал. Большее расстояние не рекомендуется.
Текст записки следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекомендуется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная высота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается закрашивать белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояснительной записки. Число исправлений на одном листе (страницы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-
|
28 6. Требования к оформлению
боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.
В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.
Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов размещают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и основным текстом должно составлять 3-4 интервала.
Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обозначений символов, единиц и терминов», «введение», «заключение», «библиография» печатают на отдельной строке прописными буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть в полтора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заголовки не допускается).
Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
6.2. Нумерация страниц
Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отточий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.
Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
6. Требования к оформлению 29
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотографии) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.
Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы формата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющую информацию (схема расположения информации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рисунок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-
30 6. Требования к оформлению
сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .
6.4. Таблицы
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, приведенных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таблица» с указанием номера таблицы (образец оформления таблицы приведен в приложении 5).
Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не следует и слово «Таблица» не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой
Таблица (номер) | ||||||||||
Г 1 | ||||||||||
(название таблицы) | (ссылка) | |||||||||
Головка А | ^ | Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф | ||||||||
Боковик (графа для заголовка) | V | / | ||||||||
Графы колонки | ||||||||||
6. Требования к оформлению 31
частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолжение». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).
6.5. Формулы и уравнения
Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.
Если в работе приведена только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».
32 6. Требования к оформлению
Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».
На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, приложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».
Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании. На одной странице подстрочное примечание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.
6.7. Перечисления и примечания
Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.
В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.
Примечания следует помещать при необходимости пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.
Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
Примечание.
Примечания:
1...........................
2...........................
3...........................
Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).
6. Требования к оформлению 33
Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.
6.9. Перечень условных обозначений
Если в работе принята специфическая терминология, а также малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфавитном порядке слева приводят принятое сокращение, а справа - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.
Если специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
6.10. Оформление списка основных источников
и литературы
Всю совокупность источников, использованных при выполнении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязанных частей, которые имеют следующую структуру:
Библиография:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Публикации на иностранных языках.
34 6. Требования к оформлению
Нормативные правовые акты;
Публикации документов;
Нормативно-методические документы;
Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ
ников, являются:
Архивные документы;
Положения об учреждениях;
Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред
приятий, и прочее.
К литературе относятся:
Монографии;
Учебники, учебные пособия;
Статьи в различных сборниках.
Примерами справочной литературы могут служить энциклопедии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.
Периодические издания - журналы, газеты, продолжающиеся сборники и тому подобные источники.
Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.
Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.
Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.
Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-
6. Требования к оформлению 35
но-технические и методические документы - по изданиям государственным, ведомственным и т. д.
Сначала приводят диссертации, которые располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список неопубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке издания. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивного фонда, описи, делам.
Завершающую группу, включающую положения об учреждениях, различного рода инструкции и прочее, размещают по названиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.
При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Иноязычные публикации.
Внутри каждой части источники следует располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям. Названия принимают во внимание, если фамилии авторов не приведены.
Пример оформления списка источников приведен в приложении 10.
Всю литературу в списке представляют в соответствии с требованиями к оформлению библиографического описания документа ГОСТ Р 7.1.-2003.
Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:
36 6. Требования к оформлению
Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.
Третьим элементом описания являются сведения о месте издания, наименования издательства и года издания.
Примеры оформления библиографического описания приведены в приложении 11.
При оформлении статей из различных источников - указывают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.
Порядок оформления статьи практически такой же как и порядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).
Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.
При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной записки.
6. Требования к оформлению 37
В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место издания и год издания. В повторных ссылках на стандарты приводится обозначение документа, его номер и год принятия, например: ГОСТ Р 6.30-2003.
6.11. Приложения
Приложения, являющиеся продолжением пояснительной записки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).
При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная прописной. Если приложений несколько, то указывают номер.
Приложение-дополнение, представляющее собой графический или раздаточный материал к докладу, оформляют по требованиям представления иллюстративного материала в пояснительной записке.
Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным титульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый номер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.
Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу приведен в приложении 12.
Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дискета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.
38 6. Требования к оформлению
Аннотация
Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы и должна содержать:
Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;
Перечень ключевых слов;
Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде перечня перечисленных выше параметров с указанием их количества. Записывают их с красной строки строчными буквами за исключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 приложения».
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами с новой строки после общих сведений о работе.
Текст аннотации должен отражать:
Цель работы;
Методы, средства анализа и полученные результаты;
Эффективность или область применения результатов работы.
Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приведен в приложении 13.
Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.
ЗАЩИТА ДИПЛОМА
Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.
День вашей защиты назначен.
Цель защиты дипломной работы - выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Вам необходимо как следует подготовиться к самой процедуре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непоследовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уровню написания работа представлена четким, логически выстроенным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчеркивает основную ценность и значимость проделанной им работы.
В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наводящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из содержания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной
40 7. Защита диплома
работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, качественных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.
Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст дипломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и детально, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кстати, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство задаваемых членами комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы чересчур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безусловно, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хорошее знание содержания дипломной работы на защите является обязательным.
За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также примерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать десять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав немного, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.
Разумеется, текст выступления надо составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не может оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие сомнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это будет гораздо хуже.
7. Защита диплома 41
В ходе доклада необходимо использовать заранее подготовленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), покажите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно оживляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.
Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными материалами.
Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:
1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступаете первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.
2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, покажите связь работы с решением практических задач управления. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей работы. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естественно, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.
3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и какие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.
4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связанную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации... и т. д.».
42 7. Защита диплома
6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т. д.).
7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.
После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеется около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произносят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты приведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нувориш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оптовый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспортов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, принять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена оптовая, эксперт и т. д. 1
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.
После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-
1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.
7. Защита диплома 43
полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное вами решение от существующих?».
После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомнению при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.
Иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:
- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;
- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);
Аудиальные средства - это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.
Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
Тренажёры - дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры - это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.
Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…
- технические средства обучения (ТСО) ;
- учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
- раздаточный материал - компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);
- дидактический материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;
- учебно-лабораторное оборудование - оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);
- учебно-производственное оборудование - оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения . В данном разделе продукции выделяются...
- ;
- технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений ;
- оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений ;
- учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений .
В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на...
- учебные натуральные объекты : препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;
- учебные модели, макеты и муляжи , а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;
- печатные средства обучения : картинки, карточки, таблицы, альбомы;
- экранно-звуковые средства обучения : учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;
- учебные приборы, аппаратуру и устройства : механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;
- прочее оборудование и изделия для школ : учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.
Введение
В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.
Объект исследования: анализ применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядных пособий.
2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.
3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.
4. Изучить современные требования к наглядным пособиям по русскому языку.
5. На практических примерах рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.
Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
Виды наглядных пособий
Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.
Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).
Основные группы наглядности, применяемые в школе:
Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
1. Предметы окружающей среды.
С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.
Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.
Рис.1.1 Виды наглядных пособий
2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.
К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.
3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.
По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
Познавательные;
Инструктивные;
Тренировочные;
Справочные;
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы "Положение предметов", "Времена года", "Цвета", которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.
Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.
5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.
Дидактический материал можно подразделить на:
Предметный дидактический материал;
Дидактический материал в виде карточек с заданиями.
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.
2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.
С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.
Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Выделяют следующие виды учебных пособий:
· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);
· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).
Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.
Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).
Учебное пособие в электронном виде
Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.
Переведём это на школьный язык:
· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);
· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);
· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).
Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?
Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.
Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.
Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.
Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).
Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:
· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;
· повышает эффективность обучения;
· уменьшает время на поиски нужной информации;
· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;
· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;
· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;
· используется в коллективном учебном процессе;
· не заменим для индивидуальной работы.
Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.
Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.
Виды учебно - методических пособий
Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.
Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.
При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.
Виды учебно - наглядных пособий
Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:
1. Портреты.
2. Таблицы и схемы.
3. Плакаты.
4. Стенды.
5. Интерактивные комплексы.
6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).
В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:
· резинка – шнуровка;
· веер;
· карусель;
· перекидное табло;
· интерактивные карточки;
По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.
Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.
И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.
Наглядные пособия в обучении На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности.Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.Виды наглядных пособий, используемых в обучении: Предметы окружающей обстановки.Демонстрационные изобразительные пособия.Таблицы. -познавательные;- инструктивные;- тренировочные;- справочные;Счетные приборы.Измерительные приборы.Иллюстрации.Дидактический материал.
Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда(вырезание из бумаги, склеивание и др.)Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям, используемым на уроках, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы.С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? - Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников.