Новости модернизации крейсеров «Орлан. Новости модернизации крейсеров «Орлан Увеличение вооружения и водоизмещения

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (с 1994 года бортовой номер 080) является вторым в серии кораблей проекта 11442, построенных на Балтийском судостроительном заводе. С 1999 года находится на модернизации. В настоящее время в строю находится ТАРКР данного проекта.

Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника.

Проектант - Северное проектно-конструкторское бюро.

ТАРК «Адмирал Нахимов» был заложен на Балтийском судостроительном заводе под именем «Калинин» (строительный номер 802) 17 мая 1983 года. Спущен на воду 25 апреля 1986 года. Введен в строй 30 декабря 1988 года. Вошел в состав Северного флота. Место базирования - Североморск. 22 апреля 1992 года был переименован в «Адмирал Нахимов».

Имел следующие бортовые номера: 180(1988 год), 064(1989 год), 085(1990 год), 080(1994 год).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 24300 тонн, водоизмещение полное 26190 тонн. Длина 251 метр, ширина 28,5 метра, осадка 9,1 метра.

Двигатели: 2 котла, атомный реактор.

Мощность: 140000 л. с. (103 МВт).

Скорость хода 32 узла, 17 узлов на котлах. Дальность плавания не ограничена на реакторе, 1000 дней на котлах при 17 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж 727 человек, в том числе 97 офицеров.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 2 АК-130.

Зенитная артиллерия: 6 ЗРАК «Кортик».

Ракетное вооружение: 20 ПКР П-700 «Гранит», 12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет), 2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет).

Противолодочное вооружение: 1 × 10 РБУ-12000, 2 × 6 РБУ-1000.

Минно-торпедное вооружение: 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад»).

Авиационная группа: 3 Ка-27 ПЛ.

В июле 1997 года совершил последний поход до места ремонта.

14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске по проекту 11442М. В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.

В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.

В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.

13 июня 2013 года . По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году. Стоимость подписанного контракта на ремонт и модернизацию «Адмирала Нахимова» составляет 50 миллиардов рублей. В ходе модернизации «Нахимов» должен получить КР «Калибр» и ЗРК «Полимент/Редут». В результате крейсер станет многоцелевым и сможет наносить удары крылатыми ракетами не только по надводным и подводным целям, но и по береговым объектам. Как информировал первый заместитель гендиректора северодвинской судоверфи Сергей Маричев, объём работ на ТАРК сравним с объёмом работ по ремонту и модернизации авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии. В результате модернизации «Адмирал Нахимов» должен стать самым современным атомным крейсером в ВМФ. На нём будут установлены современные виды вооружений. По данным пресс-службы, ближайший серьезный этап работ на корабле - докование в гидроузле. Оно запланировано на 2014 год. В соответствии с заключенным договором корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году. Разработку технического проекта модернизации крейсера будет выполнять петербургское Северное ПКБ.

В декабре 2013 на корабле закончились работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.

24 января 2014 года пресс-служба «Севмаша» сообщила, что . Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.

04 февраля 2014 года было . Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 04 июня на доковое опорное устройство, где производится их доработка. ТАРКР будет поставлен в док предприятия для ремонта осенью 2014 года. На крейсере продолжается демонтаж оборудования, систем и механизмов; летом 2014 года начнутся работы по приварке понтонов к бортам корабля; постановку крейсера в док планируется провести в течение 20 суток, в зависимости от погодных условий; работы идут в соответствии с графиком. По данным на 10 июля изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.

24 октября 2014 года Севмаша. По сообщению от 25 ноября на твёрдое основание для дальнейшего ремонта и глубокой модернизации. По сообщению от 27 ноября для проведения ремонтных работ.

По сообщению от 30 января 2015 года тяжелый атомный ракетный крейсер : газорезательных, сварочных и других пожароопасных видов производственной деятельности. По сообщению от 26 июня главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков завершить работы по модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» в 2018 году. По сообщению от 28 августа на корабле. В настоящее время тяжелый атомный ракетный крейсер сдан под абразивную чистку помещений, которую проводит цех малярно-изоляционных работ и спецпокрытий. По сообщению от 02 ноября важный производственный этап – демонтаж старого оборудования, готовится к установке новое оборудование. По сообщению от 28 января 2016 года на крейсере дефектация корпусных конструкций и рабочие предприятия приступили к их обновлению. В 2017 году поставка крупногабаритного оборудования.

Планируется, что полный ремонт и модернизация ТАРКР «Адмирал Нахимов» до 2020 года. На корабле будут полностью заменены системы жизнеобеспечения, комплексы ракетного и артиллерийского вооружения, обновлены радиотехнические средства.

Крейсер был передан флоту.

Название Введён в состав ВМФ Текущий статус
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков ») 30 декабря 1980 года
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев ») 31 октября 1984 года В отстое. Решение о утилизации не принято. Судьба крейсера будет зависеть от результата модернизации крейсера "Адмирал Нахимов".
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов ») 30 декабря 1988 года На ремонте и модернизации.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Юрий Андропов» («Пётр Великий ») 1998 год В строю. Северный флот ВМФ России.

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов , 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наиб.: 250,1 м
  • Ширина наиб.: 28,5 м
  • Осадка габ.: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная - 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая - 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж
  • 759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные , на тепловых нейтронах, в качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено и отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тыс. л. с . Комплексно-автоматизированная АЭУ размещалась в трёх отсеках и включала два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт , два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см - 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включала четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тыс. часов.

Вооружение

ПКР «Гранит П-700»

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-27 или космической системой SATCOM («Легенда-М»). Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил .

Двадцать ПКР «Гранит» установлены под верхней палубой , с углом возвышений 60°. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО «Ленинградский металлический завод ». Ввиду того, что ракеты «Гранит» изначально предназначались для подводных лодок, перед пуском пусковая установка заполняется забортной водой. Модификация ПКР «Гранит», установленная на кораблях обновлённой серии проекта 1144(2), не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика», летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ , сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полёта и в результате долететь до цели.

ЗРК «С-300Ф»

ЗРК «Кинжал»

Современный статус

По словам замминистра обороны РФ Владимира Поповкина, министерство обороны России разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», - сказал Поповкин. По его словам, министерство обороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два - на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил замминистра.

Как сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ».

Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем корабль пойдет на Северный флот в пару к крейсеру того же проекта "Петр Великий". Сейчас ведутся работы по определению параметров обновления силовых установок, агрегатов радиотехнического оборудования и и вооружения. Выбор делается в сторону повышения боевой мощи корабля. До конца 2012 года Военно-промышленная комиссия при правительстве России заслушает все варианты модернизации корабля и примет решение, на каком остановиться.

См. также

Примечания

  1. Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
  2. 35-й судоремонтный завод получит 5 млрд рублей на модернизацию производства
  3. Старые крейсера превратят в атомных убийц
  4. Шлемов: первый "Борей" пойдет на север, второй на восток
  5. Главком ВМФ о развитии Военно-морского флота России в ближайшей перспективе
  6. реакторные установки, эксплуатируемые на атомных судах
  7. А. С. Павлов. Атомные крейсера типа Киров (пр. 1144)
  8. Сайт «АТРИНА» Тяжёлый атомный ракетный крейсер пр.1144 «Орлан» типа «Киров», Kirov class

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года - «Адмирал Нахимов »).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии - ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом - «Пётр Великий »). Его строительство завершилось в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья . В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам военных экспертов [кого? ] , одним из самых мощных ударных кораблей в мире .

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно-, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов , более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8-34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4×3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наиб.: 250,1 м
  • Ширина наиб.: 28,5 м
  • Осадка габ.: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная - 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая - 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж
  • 759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.) русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.) русск. , имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные , на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с . Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт , два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² - 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов .

Вооружение

ПКР «Гранит П-700»

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-25РЦ или космической системой «Легенда-М ». Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил .

Двадцать ПКР «Гранит» установлены под верхней палубой , с углом возвышений 60°. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО «Ленинградский металлический завод ». Ввиду того, что ракеты «Гранит» изначально предназначались для подводных лодок, перед пуском пусковая установка заполняется забортной водой. Модификация ПКР «Гранит», установленная на кораблях обновлённой серии проекта 1144(2), не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика», летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ , сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полёта и в результате долететь до цели .

ЗРК «С-300Ф»

Ближняя ПВО

ЗРК «Оса-М»

На трех первых крейсерах, ближняя противовоздушная оборона обеспечивалась двумя зенитно-ракетными комплексами Оса-М , с балочными пусковыми установками. Комплекс предназначен для поражения крылатых ракет и самолётов противника вблизи крейсера, самообороны корабля от воздушной атаки.

По основным компонентам, комплекс полностью стандартизирован с армейским ЗРК «Оса ». Он использует твердотопливные ракеты 9М33, с радиокомандным наведением, запускаемые с двухбалочной пусковой установки. Комплекс обеспечивает поражение целей в радиусе до 15 километров; диапазон высот варьирует от 25 (60 в старых моделях) и до 5000 метров.

Недостатками комплекса является низкая скорострельность (до 2 выстрелов в минуту), вызванная применением балочной пусковой установки, неспособность действовать по летящим на высоте 5-10 метров дозвуковым противокорабельным ракетам, большое время реакции, малая огневая производительность. На крейсере проекта 1144.2 «Пётр Великий» комплекс «Оса-М» был заменён более совершенным ЗРК «Кинжал».

ЗРК «Кинжал»

На ракетном крейсере «Пётр Великий» ближняя противовоздушная оборона при проектировании была усилена путём замены устаревших ЗРК «Оса-М» на современный ЗРК «Кинжал » («Клинок», кодовое обозначение НАТО - «SA-N-9») - зенитно-ракетный комплекс, главная задача которого поражать прорвавшиеся сквозь первую линию защиты корабля цели на расстоянии от 1,5-12 км. Ракеты этого ЗРК - 9М 330 - одноступенчатые, твердотопливные , телеуправляемые , унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1 » (кодовое наименование НАТО «SA-15»).

Старт ракеты - вертикальный, под действием катапульты , то есть с неработающим двигателем. Перезарядка - автоматическая, с интервалом пуска 3 секунды. На борту крейсера имеется 8 восьмизарядных пусковых установок, для общего боекомплекта в 64 ракеты.

Дальность обнаружения высоколетящей цели в автоматическом режиме - 45 км, число одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд.

Длина ракеты - 2280 мм, масса - 165 кг. Скорость полёта - 910 м/сек. Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель.

Радиус действия комплекса - 1,5-12 км, высота полёта цели - 10-6000 м, скорость цели - до 700 м/с. Это позволяет комплексу эффективно поражать как низколетящие дозвуковые ракеты, так и сверхзвуковые.

Автоматическая малокалиберная артиллерия

АУ АК-630 ЗРАК «Кортик»

На крейсере «Пётр Великий» было установлено более современное вооружение в виде зенитно-ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик » («Каштан», кодовое обозначение НАТО - «CADS-N-1») ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Установка имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем.

В подбашенном отделении находятся 32 ракеты. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, способна поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолёты, вертолёты. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска» . Система управления ЗРАК «Каштан» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Весь процесс - от поиска целей и до их уничтожения - полностью автоматизирован.

Дальность действия ракетного вооружения - 1,5-8 км, дострел артиллерийским - 1500-50 м. Высота поражаемых целей - 5-4000 м. Две установки ЗРАК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПКР «Гранит», а четыре другие - в кормовой надстройке. Всего на кораблях проекта по 6 таких ЗРАК.

«АК-130»

Будущее по словам военных

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию в 2018-2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние новости о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

Крейсер «Адмирал Нахимов», 1994 г.

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов . По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон» . Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.

Крейсер «Калинин» (будущий «Адмирал Нахимов»), 1991 г.

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет . Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.

Крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш», 2015 г.

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов . В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК» . Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.

Крейсер «Пётр Великий».

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю . Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

Носители противокорабельного ракетного комплекса «Гранит», единственные надводные боевые корабли с ядерной энергоустановкой в составе российского флота.

История «Орлана» носила длинный и извилистый характер. Поначалу это должен был быть атомный БПК большой автономности, предназначенный для поиска и уничтожения американских субмарин-ракетоносцев. А собственно атомным ракетным крейсером с противокорабельным вооружением должен был стать корабль проекта 1165 «Фугас».

Однако постройка двух типов тяжелых океанских кораблей с атомной силовой установкой была признана дорогостоящей, и проекты совместили, превратив в ударный крейсер. Так появился проект 1144 в том виде, который воплотился в металл.

Разработан ленинградским Северным проектно-конструкторским бюро. Головной крейсер был заложен 26 марта 1973 года. Всего было построено четыре таких корабля: «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), «Калинин» («Адмирал Нахимов») и уже в российское время, в 1996 году, был достроен «Петр Великий» (в оригинале «Юрий Андропов»).

Крейсер «Петр Великий» проекта 11442, Северный флот, 2010 год. Фото: Виталий Аньков

Полное водоизмещение корабля 26000 тонн, длина 250 метров. Скорость полного хода 31 узел. Двигательная установка резервированная: две паропроизводящие установки с водо-водяными ядерными реакторами и две резервные установки на дизельном топливе. Дальность плавания неограниченная, автономность по запасам 60 суток. Экипаж 760 человек, в том числе 120 офицеров.

Главным вооружением крейсера являются 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 «Гранит». Дальняя ПВО обеспечивается 12 пусковыми зенитного комплекса С-300Ф «Форт» (первоначально с ЗУР 5В55Р, далее с 48Н6Е). В роли ЗРК самообороны на первых трех крейсерах серии выступают комплексы «Оса-М» с ракетами 9М33 (2×2 ПУ), а на «Петре Великом» — «Кинжал» (16 ПУ) с ЗУР 9М330.

Артиллерийская часть ближней ПВО обеспечена четырьмя группами по два 30-мм шестиствольных автомата АК-630 М (на «Кирове» и «Фрунзе») или ЗРАК «Кортик» (на «Калинине» и «Петре»). Кроме того, имеется традиционная артиллерия среднего калибра — две установки АК-100 калибра 100-мм на «Кирове» и спаренная 130-мм установка АК-130 на трех последующих кораблях.

Пуск ракеты 3 М45 «Гранит» ракетным крейсером «Петр Великий» в ходе учебных стрельб, 2013 год. Кадр телеканала RT

Противолодочное вооружение включает: на «Кирове» — спаренную установку комплекса управляемых ракет «Метель», двенадцатиствольную бомбометную установку РБУ-6000 и две шестиствольные РБУ-1000 ; на прочих кораблях — 10 пусковых комплекса управляемых ракет «Водопад», две шестиствольные РБУ-1000 и либо РБУ-6000 («Фрунзе»), либо десятиствольную РБУ-12000 («Калинин», «Петр Великий»). Кроме того, устанавливаются торпедные аппараты. На крейсере могут базироваться два противолодочных вертолета типа Ка-25 или Ка-27 .

Корабль несет бронирование (что нечасто встречается у кораблей современного типа). Так, плитами в 70−100 мм забронированы ракетный отсек с «Гранитами» и погреб противолодочных ракет, плитами в 75−100 мм — главный командный пост и боевой информационный пост.

В настоящий момент в боевом составе из четырех кораблей находится только «Петр Великий» (флагман Северного флота). Остальные три фактически выведены из состава флота и с середины 2000-х годов находятся в отстое. Вместе с тем, подписан контракт на до 2018 года с установкой новых ракетных комплексов и заменой бортового радиоэлектронного оборудования. Также в планах и модернизация «Адмирала Лазарева», хотя контракт на нее пока не подписывался.

Loading...Loading...