Инвестиционная поддержка предпринимательства в условиях санкций. Бизнес идеи в условиях санкций — чем заняться? Положительная сторона кризиса

Шидов, А. Х. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, И. Ю. Гедгафова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 11. – С. 217-220.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Шидов , д — р экон . наук , профессор

Б.З. Батова , канд . экон . наук , доцент

И.Ю. Гедгафова , канд . экон . наук , доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

(Россия, г . Нальчик )

Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект №17-02-00467

Аннотация . В статье рассмотрен малый и средний бизн ес как важный фактор ра з вития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды . О босновано, что только при эффективном использовании инструментов го сударственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны . Для этого проанализ и рованы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; о пределены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП , о бозначены пе р спективы развития в современных условиях .

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, инн о вационное развитие, финансирование, экономические санкции, экономический кризис, г о сударственное регулирование.

Одним из основных элементов рыно ч ного хозяйства является малый бизнес, способный оживить экономику страны, формируя так не обходимый в наше время средний класс , составляющий значител ь ную долю экономически активного нас е ления. Именно с возрастанием значимости малого бизнеса связывают стабильный экономический рост в высокоразвитых з а падных странах, где данному сектору эк о номики отводится ведущее место.

Инновационное развитие малого би з неса способствует созданию новых выс о копроизводительных рабочих мест, росту доходов населения , созданию благоприя т ных условий для формирования науч но-производственного потенциала, что ос о бенно актуально в условиях нестабильной внешнеэкономической среды .

Российская практика и мировой опыт свидетельствуют о не обходимости гос у дарственно го вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общ е ственно значимых ф ункций , чему и удел я ется особое внимание в России . А в усл о виях кризиса, санкций , а так же огран и ченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных м е ханизмов и новых форм стимулирования развития такого рода предприятий. Но д ля выработки действен ных мер государс т венной политики необходимо иметь р е альное представление совре менного с о стояния этого сектора экономики , его ос о бенностей развития в стране .

В России п од малым бизнес ом подр а зумевает ся совокупность мелких и сре д них предприятий, которые непосредстве н но являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра суб ъ ектов малого и среднего предприним а тельства количество этих предприятий за первое полугодие 2016 года снизилось на 650 000 единиц. Уже во втором полугодии наблюдалась положительная динамика роста , что связано с пересмотром критер и ев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и включен и ем в этот перечень микропредприятий . В результате чего у них появилась возмо ж ность воспользов аться соответствующими льготами , что повлияло на рост количес т ва.

Н а начало ноября 20 17 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП , в том числе малых предприят ий 265339, средних предприятий – 19813, микропре д приятий – 5577208 единиц . В I и II кварт а лах текущего года их количество возраст а ет , а затем в начале III квартала начинает резко снижаться (уменьшение на 10 % ) , переходя в медленный рост с сентя бря по ноябрь . Причиной такого сни же ния те м пов роста субъектов МСП является ба н кротство предприятий, вызванное измен е нием ключевой ставки ЦБ и пад ение м п о требительского спрос а , связанное со сн и же нием ре альных доходов населения (рис. 1) .

Рис. 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017 г.

Несмотря на стабильный рост колич е ства субъектов МСП , по данным Мин и стерства экономического развития их вклад в ВВП России минимальный , в сравнени и с другими развитыми странами.

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП России в 2011 году составил 19,4%, в 2012 году – около 20%, в 2013 году – 20,1 %, в 2014 году – 19,2%, в 2015 году – 19,9%, в 2016 году – 21,2%, а в 2017 данный пок а затель может достигнуть только 21%.

С нижение показат еля в 2014 году до минимального уровня объясняется усил е нием мирового экономического кризиса и влиянием экономических санкций , н а правленных против России .

За исследуемый период этот показатель не превышал 21,2%, когда в Англии, США, Франции он составляет 50% ВВП, а в Японии и Китае достигает 60%, обесп е чивая до 70% рабочих мест. Когда в Ро с сии , по данным Росстата , число занятых в данн ом секторе в 2015 году составлял о чуть более 28% всех рабочих мест в эк о номике, а в 2016 году около 32% .

Одной из главных причин недостато ч ного участия МСП в формировании ВВП считаем именно влияние периодов спада в отечественной экономике, так как этим предприятиям труднее выжить в тяжел ых условиях конкурентной среды.

Рассм ат ривая отраслевую структуру МСП в 2016 году видно , что большую д о лю составили предприятия оптовой и ро з ничной торговли – около 37 %. На втором месте – предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом с долей в 21,7% . На третьем месте пр едпр и ятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недв и жимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0,5 п.п ., считаем, что д ан ная структура свидетельствует о неэффективной гос у дарственной политике по поддержке м а лых предприятий, о чем свидетельствуют высокие те мпы развития именно в сфере торговли (рис. 3) .

В этой связи считаем, что должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться пр ограммы по увеличению доли МСП в других о траслях экономики. В частности , должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в се льское хозяйство , учит ы вая актуальность проблемы импотозам е щения сельскохозяйственной продукции сегодня .

Таким образом, основными направл е ниями повышения эф фе ктивности фун к ционирования МСП считаем:

1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.

2. Предоставление долгосрочных за й мов инновационным предприятиям с в ы сокопроизводительными рабочими мест а ми.

3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, IT-технологии , социальные услуги.

4. Создание гибкой системы налогоо б ложения , предусматривающей льготы для развит ия новых видов деятельности.

5. Создание инфраструктурных объе к тов, оказывающих различ ные виды пом о щи предпринимателям .

6. Проведение постоянного монитори н га эффективности предпринимаемых гос у дарством мер по под держке предприятий данной сферы и их совершенствование.

К сожалению, в условиях экономич е ского криз иса первым страдает МСП , как менее защищенный от внешних эконом и ческих воздействий. Несмотря на мног о численные попытки правительства по д держать малое предпринимательство пр е доставляя налоговые каникулы, субсидии, кредиты, гранты, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на новый уровень развития в современных условиях. Поэт о му т олько эффективное использование всех инструментов государственного рег у лирования поможет МСП занять свое м е сто в экономике России и стать решением ее современных проблем.

Библиографический список

1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике / Б.З. Батова , З.М. Яхутлова // Современные концепции научных иссле дований. – 2015. – №4. – С. 9.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращ е ния: 27.11.2017).

4. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сел ь хозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизв о дителями / А.Х. Шидов , Б.З. Батова , Л.Х. Шидова // Экономика и предприниматель ство. – 2014. – №8 (49). – С. 964-967. URL : http :// www . intereconom . com / component / content / article /213. html .

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

A.H. Shidov , doctor of economic sciences, professor

B.Z. Batova ,

I.Y. Gedgafova , candidate of economic sciences, associate professor

Kabardino-Balkarian state university of H.M.Berbekov

(Russia, Nalchik)

Abstract. In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Keywords: small and medium businesses, competitiveness, investment, innovation develo p ment, financing, economic sanctions, economic crisis, state regulation.

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео

На сегодняшний день является очевидным тот факт, что любая страна, так или иначе вовлеченная в мировой рынок (а государство не может полностью находиться вне него), подвержена влиянию внешних факторов.

Естественно, то же самое касается и России, страны с развивающейся экономикой, которая сегодня находится под ударом санкций западных стран. Санкции, будучи внешними факторами, ограничивающими экономику, оказывают определенное воздействие на деятельность всех компаний в стране: от больших промышленных агрохолдингов до микропредприятий.

Кроме того, что немаловажно, на экономическую ситуацию в государстве оказывают и контрмеры, которые применила Россия по отношению к западным державам. В данной ситуации отечественный бизнес оказался между молотом санкций западных демократий и наковальней ответных мер, предпринятых правительством нашей страны.

Находясь под гнетом санкций, бизнес любого уровня неизбежно сталкивается с проблемами. Тем не менее, если крупные предприятия чаще всего имеют необходимые резервы и пути отхода, которые помогают им пережить времена кризиса, то представители малого бизнеса зачастую оказываются не в силах вынести такой удар.

Данные рассуждения подтверждаются статистикой. Так, согласно данным опроса, проведенного РСПП, почти половина (48%) представителей отечественных компаний, участвовавших в опросе, уверены, что санкции оказывают влияние на экономику России. Более того, около трети всех респондентов выразили мнение, что влияние на деятельность предприятий оказывают как санкции, примененные в отношении Российской Федерации, так и ответные меры нашего правительства.

Влияние санкций на экономику, по мнению предпринимателей, носит многопрофильный характер, о чем свидетельствует график №1.

Таким образом, по мнению представителей бизнеса, больше всего проблем создает повышение цен на сырье и оборудование и снижение доступности кредитов.

Если брать во внимание проблемы, с которые столкнулись предприниматели после введения санкций, неудивительными становятся результаты другого исследования, проведенного Мосгорстатом, которое касалось активности представителей малого бизнеса в московском регионе.

Так, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что сегодня темпы роста количества малых предприятий на территории Москвы значительно снизились по сравнению с 2011 годом (таблица №2).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что экономические санкций оказали сильнейшее влияние на экономическую ситуацию в стране в целом и на деятельность малого бизнеса в московском регионе в частности. Снижение темпов роста количества малых предприятий отрицательно скажется не только на развитии города, но и на благополучии граждан. Несмотря на незначительное увеличение количества микропредприятий, на сегодняшний день говорить о позитивных тенденциях не приходится.

Об отрицательном влиянии санкций на малый бизнес сегодня рассуждают и видные эксперты в этой области. Так, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев уверен, что несмотря на гипотетический позитивный потенциал российских контрсанкций, они неизбежно ударят по экономике страны, в частности – малому бизнесу и сельскохозяйственному сектору, так как для его модернизации и роста в условиях кризиса необходимы инвестиции, которые приходят в российскую экономику все в меньшем количестве.

Тем не менее, некоторые государственные чиновники усматривают положительную перспективу в данной ситуации. Например, секретарь общественной палаты Александр Бречалов уверен, что сложившиеся обстоятельства – хороший шанс диверсифицировать экономику и выйти на новый виток положительного развития. Кроме того, многие эксперты сходятся во мнении, что импортозамещение в определенной мере сможет оказать позитивное влияние на экономику страны. Однако, в условиях сокращения количества субсидий и свертывания программ государственной поддержки малого бизнеса, выглядит сомнительной идея того, что представители малого предпринимательства действительно смогут принять деятельное участие в спасении экономики страны.

Горчаков Григорий

Вице-президент Ассоциации «Аванти»

В ходе ноябрьского раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность». Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» - 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства - 9,2%.

48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.

Мы задали уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.

Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.

В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран - об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.

Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.

Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние.

Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.

18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями - получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.

15% организаций, принявших участие в опросе, ощущают на себе воздействие запрета на поставку продуктов питания в Россию из США, Европы и других стран, о том, что это воздействие незначительно заявили 12,5% респондентов. 72,5% компаний не испытывают последствий для своих компаний из-за введения данного запрета.

Необходимость поиска новых контрагентов, изменение логистики поставок оказывает влияние на 14,6% организаций, 31,2% обозначили влияние такого рода как незначительное, и 54,2% компаний не видят для себя последствий по направлению необходимости поиска новых контрагентов, изменения логистики поставок.

Снижение спроса на выпускаемую продукцию / услуги компаний-участниц опроса связано с введением санкций, по мнению 12,5% респондентов; 27,1% организаций отметили влияние снижения спроса из-за санкций как незначительное. 60,4% отрицают такого рода последствий для своего бизнеса от введения санкций.

Прекращение сотрудничества в оборонной сфере как последствие введения санкций является значимым для 11,4% компаний, принявших участие в опросе, 6,8% организаций считают, что прекращение сотрудничества в оборонной сфере влияет на деятельность их компании в незначительной степени.

Прекращение сотрудничества в нефтегазовой сфере оказывает воздействие на 9,5% компаний-участниц опроса, на 19% компаний данное воздействие незначительно. 71,4% респондентов отрицают для себя воздействие введения санкций в нефтегазовой сфере.

Проблемы с экспортом продукции появились у 6,4% компаний-участниц опроса, 19,1% отметили вариант «не в полной мере или незначительно», у 74,5% респондентов таких проблем нет.

На вопрос существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы опроса 60% ответили положительно, соответственно, 40% выбрали отрицательный ответ.

По мнению более половины респондентов, указавших, что импортозамещение в их отрасли в принципе возможно, введённые санкции расширяют возможности для импортозамещения. 18,2% компаний уверены в обратном. 15,2% участников опроса не видят связи между процессом импортозамещения и введением санкций. Ту же долю составили компании, затруднившиеся с ответом на данный вопрос.

Для большинства организаций стратегия компании в условиях действия санкций заключается в оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) - 78,3% респондентов выбрали этот вариант.

Четверть респондентов (26,1%) планируют расширить производство, а пятая часть участников опроса готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Об интенсификации - увеличении выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства как составной части стратегии компании в условии действия санкций заявили 17,4% респондентов, 13% компаний собираются снижать объём производства или оказания услуг.

19,6% организаций намерены изменить списочную численность работников в период действия санкций - сократить сотрудников. 17,4% компаний указали, что готовы изменить кадровую политику, а 15,2% собираются снизить размер «социального пакета».

В 10,9% организациях действует план антисанкционных мер.

Ключевым направлением по оказанию государственной поддержки, по мнению респондентов, являются программы по субсидированию инвестиционных проектов, модернизации и реконструкции производства (доля ответов 75%).

Программы компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, льготное кредитование привлекают 62,5% организаций, принявших участие в опросе.

Более половины участников опроса (55%) указали в качестве наиболее востребованного вида поддержки со стороны государства снижение фискальной нагрузки, приостановку налоговых инициатив, связанных с введением налога с продаж, изменением порядка начисления социальных выплат в Пенсионный фонд и другие. Половина компаний заинтересованы в такой мере поддержки, как распространение льготы по налогу на имущество на увеличение стоимости при модернизации, реконструкции, объектов введённых в эксплуатацию до 2013г.

42,5% компаний считают, что поддержка должна осуществляться в виде установления на законодательном уровне льгот и преференций при реализации российскими предприятиями масштабных инвестиционных проектов.

Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам востребовано в качестве меры государственной поддержки в условиях санкций чуть более третью компаний (32,5%).

Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.

Loading...Loading...