Профессия бухгалтера. Профессиограмма профессии "бухгалтер" Квалификационная практика – ii этап задание по бухгалтерскому учету

Разделы: Технология

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации

Цели урока:

  • Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме урока;
  • Познакомить учащихся с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Познакомить учащихся с деловыми качествами, необходимыми для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • Способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);
  • Наглядные (просмотр презентации);
  • Методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).

Дидактические средства обучения:

  • Дидактический материал с практическим заданием: кроссворд, ребусы, задачи;
  • Учебная компьютерная презентация,
  • Microsoft Excel

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

  • основные особенности профессии бухгалтер;
  • деловые качества, необходимые для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • действия, наиболее характерные для профессии бухгалтера
  • определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для профессий бухгалтер;

Актуализация опорных знаний

Проверка готовности учащихся к уроку

Формирование новых знаний

Вводное слово учителя:

Профессия бухгалтера - одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят в глубь тысячелетий.

6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

Древний Египет может быть уже назван в определенной степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля.

У бухгалтеров есть эмблема, признанная всем миром интернациональной, на ней изображены: солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, кривая Бернулли - символ вечности существования учета. По сохранившимся учетным документам видно, какое высокое положение занимали в древности счетные работники, как ценилось их дело.

Прошло большое количество времени и зарубки, веревки заменились конторскими счетами и микрокалькуляторами.

Сегодня трудно представить себе бухгалтерию без высокопроизводительных компьютеров, ксероксов и другой оргтехники, облегчающей и облагораживающей труд бухгалтера. Бухгалтер практически полностью потерял чисто счетоводческие функции: его главная задача состоит теперь больше в анализе хозяйственных ситуаций, учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия бухгалтер производит расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

Бухгалтер - профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 - 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается.

Какими основными качествами должен обладать человек, решивший свою жизнь связать с профессией "бухгалтер"?

Какими знаниями он должен владеть? Важными качествами и медицинскими противопоказаниями?

2. Профессиограмма профессии "бухгалтер"

Знайте, бухучет - наука, -
Интереснейшая штука!
Он научит управлять,
Документы составлять,

Деньги в банке получать
И затраты подсчитать.
По налогам рассчитаться,
Чтоб внакладе не остаться.
Средства выгодно вложить,
С прибылью вопрос решить.
Чтоб доходы по процентам
С векселей и дивидендов
Поступали к вам на счет -
Изучайте бухучет !
Коль изучишь бухучет,
Сразу бизнес твой пойдет.
В общем, с багажом таким
Будешь ты незаменим.

Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов, поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.

"Бухгалтера - народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но, тем не менее, двужильный,
Бухгалтера подков не гнут,
А множат, вычитают, делят,
И линию одну ведут,
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

Бухгалтера работают практически в каждом предприятии и организации. На крупном предприятии отдел бухгалтерии разделяется на сектора, которые организуют учет и контроль по отдельным участкам деятельности предприятия.

Содержание труда: Бухгалтер проводит учет и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Он проверяет полученные учетные данные, обрабатывает и группирует их по определенным признакам и на их основании готовит информацию о деятельности предприятия. Бухгалтер учитывает все хозяйственные операции на предприятии, (ведет учет продукции, исчисляет ее себестоимость, ведет учет труда и заработной платы, учет издержек производства, составляет квартальный бухгалтерский отчет и итоговый баланс).

Условия труда:

Бухгалтер работает в помещении с обычным бытовым микроклиматом. Работает сидя за столом, часто использует вычислительную технику. Работа связана с огромным количеством знаковой информации (цифры, буквы), что часто приводит к большому психическому напряжению. Труд бухгалтера имеет повышенную материальную ответственность. Имеет нормированный рабочий день.

Должен знать: Статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

По данной профессии необходимы хорошие знания по школьным предметам: математике, обществоведению, экономической географии.

Должен уметь: учитывать все хозяйственные операции на предприятии, составлять квартальный бухгалтерский отчет.

В настоящее время большинство бухгалтерий имеют свою вычислительную технику, поэтому бухгалтер должен уметь свободно работать на ПЭВМ.

Профессионально важные качества:

Быстро и правильно считать; проанализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов и уметь вовремя повлиять на них; терпение; выдержка; усидчивость; уравновешенность; аккуратность; требовательность; объективность; собранность; устойчивость к монотонии; кропотливость; хорошо развитый словесно-логический тип памяти и мышления;

Квалификационные требования: Курсы, ВУЗы, ССУЗы.

Физиологические требования: хорошая подвижность кистей рук и пальцев, уравновешенность нервной системы.

Медицинские противопоказания:

Плохое зрение; болезни нервной системы, тяжелые формы заболевания органов зрения и суставов кистей рук, психические заболевания, гипертония, бронхиальная астма, туберкулез.

Родственные профессии

Экономист, финансист.

Формирование практических навыков

Задание 1. "Один день из жизни"

Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Может проводиться как в малых группах (количество играющих - 6-8 человек), так и в больших (количество участников - 15-20 человек).

Время проведения упражнения от 15 до 25 минут.

Процедура проведения упражнения

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "бухгалтер".

2. Общая инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - бухгалтера. Это будет рассказ состоящий только из существительных.

К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: "звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель".

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу бухгалтера, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

3. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. Обсуждение. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился или нет целостный рассказ? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Примечание:

Опыт показывает, что участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Задание А Выполните необходимые расчёты.

Определите: минимальный оклад, самую большую начисленную сумму, общую сумму начисленных денег.

Оклады и начисленные суммы представьте в денежном формате с двумя знаками после запятой

Задание Б

Рассчитайте размер премии работников отдела № 25, начиная с Сухова К.Р., если известно, что премия составляет 15% от премии Иванова. Результат занесите в графу Премии .

Надбавка составляет 10% от суммы Зарплаты и Премии .

Налог составляет 20% от суммы Зарплаты и Премии плюс 14% от Надбавки .

Доход равен сумме Зарплаты , Премии и Надбавки за вычетом Налога .

Найдите итоги, среднее, наибольшее и наименьшее значения по всем графам.

Задание В

НДС - налог на добавленную стоимость, равный 21% от дохода предприятия;

заработная плата составляет 30 % от дохода предприятия;

страховой взнос составляет 37 % от заработной платы.

Произведите все необходимые расчёты.

Подсчитайте чистый доход каждого предприятия. Чистый доход состоит из Дохода предприятия за вычетом НДС, Заработной платы, Социального страхования .

Определите максимальную сумму Чистого дохода среди предприятий.

Определите итоговые суммы для каждой графы.

Задание 3. Проверьте свои знания

1. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ДОЛЖНИК (???) НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

НЕДОСТАТОК (???) УБЫТОК

ДОЛГ (???) ССУДА

Ответы: банкрот, дефицит, кредит

2. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РЫНОЧНАЯ (???) УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ

Ответы: экономика

3. Исключите лишнее слово.

1) АКЦИЯ 2) МОТАЛЬЩИЦА

ВАЛЮТА ПРЯДИЛЬЩИЦА

ДИЛЕР ТРЕПАЛЬЩИЦА

ТРЕСТ ЭКОНОМИСТ

Ответы: трест, экономист

Задание 4. Ребусы.

В этих ребусах зашифрованы понятия прикладной экономики. Расшифруйте их.

Ответы: валюта, зарплата, закладная, деньги, квота,конверсия, меценат, импорт, приватизация, экспорт

Задание 5. Кроссворд

По горизонтали:

3 - в торговой политике - способ установления количественных ограничений; 4 - временная передача другому лицу денежных средств или товаров; 6 - договор купли-продажи товаров или услуг; 7 - ссуда, предоставляемая банком; 11-деятельность, направленная на получение прибыли; 12 - ценная бумага, выпускаемая предприятием, основанным на коллективной собственности; 13 - соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим; 16 - ревизор, контролирующий и анализирующий финансовую деятельность; 18 - денежная единица той или иной страны; 20 - имущественные или интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта; 21 - документ, провозглашающий какие-либо принципы или содержащий определенную информацию; 22 - финансовое поступление от деятельности предприятия.

По вертикали:

1 - торговый посредник, не выступающий самостоятельной стороной в сделке; 2 - стоимость товара в денежном выражении; 3 - изменение структуры производства предприятий; 4 - система мер, направленных на возмещение потерь от стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев и т. п.; 5 - выпуск в обращение ценных бумаг и денежных знаков; 8 - ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство юридического или физического лица уплатить по наступлении срока кредитору определенную сумму денег; 9 - часть финансовых поступлений, остающаяся после возмещения текущих затрат и процентов по кредитам банков; 10 - юридическое или физическое лицо, совершающее юридические сделки за счет и в интересах другого лица; 11-несостоятельный должник; 14 - ценная бумага, удостоверяющая внесение владельцем денежных средств; 15 - предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждений, организаций и граждан; 17 - представление покупателей о престиже фирмы, качестве товаров и услуг, репутации руководителей; 19 - публичные торги по принципу состязательности покупателей.

По горизонтали:

3 квота, 4 ссуда, 6 контракт, 7 кредит, 11 бизнес, 12 акция, 13 новация, 16 аудит, 18 валюта, 20 инвестиция, 21 декларация, 22 доход.

По вертикали:

1 брокер, 2 цена, конверсия, 4 страхование, 5 эмиссия, 8 вексель, 9 прибыль, 10 агент, 11 банкрот, 14 облигация, 15 бюджет, 17 имидж, 19 аукцион

Задание 6.

Бухгалтер-тест

1. Любишь ли ты делать подсчеты?

Начало формы

  1. Да, если нужно (А)
  2. Долгие и сложные подсчеты меня утомляют, но приходится делать (Б)
  3. Не люблю! Я часто делаю ошибки в расчетах (В)

Конец формы

2. Знакома ли тебе такая программа, как Excel?

Начало формы

  1. Не-а, у меня нет компьютера (В)
  2. Краем уха где-то слышал (а) (Б)
  3. Да, я хорошо знаю эту программу! (А)

Говорят ли тебе, что у тебя призвание быть бухгалтером?

  1. Иногда говорят (Б)
  2. Это все окружающие замечают, да и я тоже такого мнения (А)
  3. Никто не говорил... они все просто мне завидуют! (В)

4. Как у тебя успехи в географии?

  1. Все О"кей, учусь на отлично (А)
  2. Да так себе... (Б)
  3. Лучше не спрашивать, ненавижу этот предмет! (В)

5. Кто-то из твоих родных работает в этой сфере?

  1. Абсолютно никто, но я буду первопроходцем! (В)
  2. Да у нас целая династия бухгалтеров! (А)
  3. Мама/отец бухгалтер (Б)

6. Экономист-- то же самое, что бухгалтер?

  1. Да, бесспорно (В)
  2. Не могу точно сказать (Б)
  3. Нет, это две разные профессии (А)

7. Ты узнал(а) много нового на школьном курсе экономики?

  1. Я почти все знал(а) раньше, потому что интересуюсь этим уже давно (А)
  2. Довольно многое было мне неизвестно (Б)
  3. Сплошные открытия! Неудивительно, мы же не учили этот предмет в младших классах... (В)

8. Почему ты считаешь, что ты будешь востребован(а) как бухгалтер?

  1. Это интересная, престижная профессия, где можно сделать карьеру (Б)
  2. А кем мне еще быть? Я же больше ничего не знаю! (В)
  3. Мне нравятся экономика и точные науки, я разбираюсь в этом (А)

Результаты:

  • больше А - у тебя есть способности. Если ты отвечаешь правдиво, то из тебя получится высококлассный бухгалтер. Главное, продолжать совершенствовать себя.
  • больше Б - у тебя нет ярко выраженной склонности к этому роду занятий, поэтому попробуй пройти другие тесты, предложенные на этом сайте. Но при упорном труде и работе над собой ты можешь добиться успеха и в экономике.
  • больше В - скорее всего, бухгалтера из тебя не получится. Тут одного искреннего желания мало.

Итог урока:

  • Мы с вами познакомились с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Вы узнали деловые качества, необходимые для работы бухгалтера;
  • Попробовали себя в роли бухгалтера-экономиста.

1. Презентация профессии
Несмотря на бурное и многолетнее развитие профессии бухгалтера за рубежом, в нашей стране профессия бухгалтера стала пользовать популярностью только со времен перестройки. Сейчас бухгалтеры востребованы в компаниях любого уровня - государственных и частных, маленьких и больших. Чем более развита экономика страны, чем лучше поставлено бухгалтерское дело и государственный контроль над ним, тем больше будет спрос на профессиональных бухгалтеров.
Бухгалтер (в переводе с немецкого языка – держатель книги) - специалист, который отражает финансовую деятельность компании в специальных учетных документах. Важно отметить, что бухгалтер - это не просто сотрудник финансового отдела предприятия, это важнейший элемент контроля правильности и материальной устойчивости всего экономического механизма компании.
Работа бухгалтера многогранна и требует большого спектра умений. В компетенцию такого работника входит учёт и контроль основных хозяйственных, товарно-материальных фондов предприятия, затрат на производство и реализацию выпускаемых товаров, а также различные операции в отношениях с заказчиками и поставщиками. Таким образом, бухгалтер - это своеобразный контролёр всей финансовой деятельности предприятия, призванный контролировать расходы и доходы организации.
Вместе с умением оперировать финансовыми потоками, бухгалтер должен обладать знаниями в сфере обработки бухгалтерской информации с помощью компьютера. Особой внимательности требует также ведение платёжных перечислений в государственный бюджет, взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования, начисление заработной платы и др.
Основной трудностью профессии бухгалтера является необходимость быть постоянно сосредоточенным и сконцентрированным на выполнении своей работы (ведь в бухгалтерском деле нельзя допускать ошибок), а также владение знаниями по таким дисциплинам, как математика, вычислительная техника, экономика, информатика, статистика и финансы. Более того, частые проверки отчётности перед налоговыми службами требует высокого уровня стрессоустойчивости, принципиальности и счетно-аналитических способностей.
Преимущества профессии: востребованность на рынке, четкость и структурированность труда.
Ограничения профессии: монотонность работы, высокая профессиональная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия бухгалтера относится к типу «Человек – Знак», она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами; в ней требуются развитые логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия бухгалтера относится к классу «исполнительских», ведь она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям; требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными проблемами.

3. Содержание деятельности
Бухгалтер может работать в любой фирме, организации или учреждении. Он должен отражать всю финансовую деятельность компании в специальных учетных документах.
Первоочередной задачей бухгалтера является наведение порядка в финансовом учете. Обязанности бухгалтера: начисление заработной платы, составление финансовых отчетов, подготовка документов для контролирующих органов, подготовка налоговых документов и т.п.
Бухгалтер должен хорошо ориентироваться как в юридических, так и в производственных вопросах, он должен ясно представлять отраженные в записях и цифрах технологические и хозяйственные операции. В конце очередного месяца бухгалтер составляет отчет: подсчитывает суммы, записанные в карточках, а итоги заносит в балансовую таблицу. Отчетность используется финансовыми, банковскими и статистическими органами.
Осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях народного хозяйства, малого бизнеса, акционерных обществах, СП; проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании денежных средств.
Бухгалтер отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины; смет организационно-хозяйственных и других расходов; сохранность бухгалтерской документации; оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Работа бухгалтера жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства.

4. Условия труда
Бухгалтер может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, прочие помещения. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера и специальных программ. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, в работе бухгалтера редко бывают командировки, контакты с большим количеством людей.
Бухгалтер редко имеет большую зону свободы в своей деятельности. С одной стороны, он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. С другой стороны, он часто ограничен требованиями и нормативами своей профессии и пожеланиями к конечному результату работы. Работа бухгалтера связана с нагрузками на зрение и повышенной ответственностью.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии бухгалтера необходимы базовые знания по экономике, математике.
Квалифицированный бухгалтер должен знать:

  • основы статистики, финансов, управления, денежного обращения;
  • директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • математику, основы информатики и электронно-вычислительной техники;
  • технологию и экономику конкретного производства и т.п.

Квалифицированный бухгалтер должен уметь:

  • составлять и проводить бухгалтерскую отчетность;
  • работать со специальными бухгалтерскими программами (1С и т.п.);
  • организовывать и планировать бухгалтерскую деятельность, и т.п.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве бухгалтера необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • способность к концентрации внимания;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые математические способности;
  • развитые логические способности;
  • эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для бухгалтера:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • органов зрения;
  • психические заболевания.

При наличии этих заболеваний работа по профессии бухгалтера может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

8. Пути получения профессии
Профессию бухгалтера можно освоить, пройдя и соответствующие курсы, но для конкуренции на рынке труда потребуется более основательное бухгалтерское образование (среднее и высшее профессиональное), а также опыт работы.
Как правило, профессию бухгалтера можно получить в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Бухгалтеры могут работать в таких организациях и сферах, как:

  • предприятия и организации;
  • аудиторские компании и агентства;
  • государственные службы и т.п.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития бухгалтера:
Специализация и освоение смежных областей
Бухгалтеры могут специализироваться в конкретных сферах производства, бизнеса, банковской деятельности. Зачастую профессиональных рост бухгалтера связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.
Также человек с профессией бухгалтера может осваивать смежные специализации, такие как: экономист, аудитор, налоговый инспектор и т.п.
Управленческий путь развития
В данном случае бухгалтер может «дорасти» до должности главного бухгалтера, возглавить крупные отделы бухгалтерии и т.п.
В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер.

11. Родственные профессии
Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист.

Его функции многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и субподрядчиками. Обычно специализируется на одной из функций бухгалтерского учета, однако ориентироваться должен во всех его видах.

Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами. Иногда у молодежи создается впечатление, что бухгалтер -это человек, который «ворочает большими деньгами». Однако на самом деле он средствами не распоряжается, а лишь скрупулезно оформляет в документах любые движения материальных ценностей (решения о которых принимает не сам он, а начальство).

Профессия бухгалтера относится к числу массовых, она востребована в самых различных организациях. Эти специалисты могут работать в бухгалтерии любого учреждения, в крупных фирмах и банках, на предприятиях в отделах экономического планирования и анализа. Мелкие организации зачастую не содержат бухгалтера в постоянном штате сотрудников, а временно приглашают его извне, так как это обходится им дешевле. Существует довольно много фирм, специализирующихся на оказании бухгалтерских услуг другим организациям.

Профессия подразумевает высшее или среднее специальное экономическое образование (реально люди без высшего образования, скорее всего, смогут трудоустроиться лишь помощником бухгалтера). Необходимо знать экономику, действующее законодательство в соответствующих областях, правила ведения разных видов финансовой документации.

Из психологических качеств бухгалтеру необходима аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпеливость и усидчивость, любовь к монотонной работе. Хороший бухгалтер обладает очень высокой внимательностью, способностью к самопроверке и самоконтролю (ведь любая его ошибка чревата убытками и другими серьезными неприятностями). Важно, чтобы этот специалист умел вызывать доверие у работодателей, так как он имеет доступ ко всем аспектам финансовой деятельности фирмы, поэтому никто не захочет брать его на работу, если он будет производить впечатление ненадежного человека.

Спрос на рынке труда довольно высокий, однако трудоустройство молодых специалистов все равно часто вызывает затруднения. Во-первых,
работодатели практически всегда требуют наличие опыта работы, во-вторых, в связи с престижностью экономического образования наметилось "перепроизводство" бухгалтеров. В случае успешного трудоустройства эти специалисты могут рассчитывать на уровень доходов несколько выше средней зарплаты в промышленности.

Карьерный рост возможен как по административной линии (например, стать главным бухгалтером на крупном предприятии или заведующим отделением в банке), так и посредством перехода к другим, более престижным и высокооплачиваемым экономическим специальностям (так, опыт работы бухгалтером помогает стать аудитором или финансовым аналитиком). Доскональное знание правил финансового учета помогает при управлении собственным бизнесом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Профессиограмма профессии «Бухгалтер»

Паспорт профессии

Характеристика профессии, ее история зарождения и развития

Бухгалтер (от нем. «Buch» - книга и «Halter» - держатель) - специалист в области бухгалтерии.

В настоящее время профессия является важной, без неё не обходится ни одно предприятие. Слово «бухгалтер» возникло в конце средневековья. В 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I назначил «бухгалтером» Христофора Штехера.

Функции бухгалтера многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и субподрядчиками.

Обычно специализируется на одной из функций бухгалтерского учета, однако ориентироваться должен во всех его видах. Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами.

Смежные специальности и профессии

Одним из логичных «превращений» бухгалтера является переквалификация в аудитора. Сейчас спрос на этих специалистов остается стабильным. Попробовать начать можно с должности помощника аудитора. Но, учитывая завышенные требования большинства работодателей, в дальнейшем все же придется обзавестись нужными «корочками».

Опытный бухгалтер, имеющий за плечами багаж выигранных судебных дел с налоговиками, способный к аналитическому прогнозированию ситуации и глубоко знающий налоговый учет и право - идеальный претендент на должность налогового консультанта. Специалист, умеющий разрабатывать учетную политику, оптимизировать налогообложение и отстаивать интересы компании перед фискальными органами, - ценная находка. Профессия налогового консультанта сравнительно молодая и только начинает развиваться. Ей явно не хватает популяризации - многие по старинке за налоговой помощью отправляются к юристу общей практики. Однако даже при этом квалифицированное налоговое консультирование пользуется большим спросом, к тому же услуги консультанта традиционно высоко оплачиваются.

В каком случае можно быть уверенным, что руководство вас не сократит, не уволит и не лишит бонусов? Только в том, если начальник - вы сами. Финансовые неурядицы в отдельных компаниях не снижают значимости и востребованности бухгалтерских услуг в целом. Возможно, стоит задуматься о создании собственной конторы по аутсорсингу бухгалтерских услуг. Для того чтобы открыть собственную фирму, специализирующуюся на оказании бухгалтерских услуг, важно иметь первоначальный капитал и по возможности широкие наработки по клиентской базе.

Подготовка кадров

Форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров

Подготовка квалифицированных кадров является приоритетной областью учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в различных областях человеческой деятельности. Подготовка может осуществляться в нескольких формах: начальная профессиональная подготовка; среднее профессиональное образование; высшая и послевузовская профессиональная подготовка.

Уровень получаемой квалификации:

Развитие обучения и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и финансовой отчетности является одной из приоритетных задач, определенных новой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов РФ от 01 июля 2004 г. №180).

Профессиональные бухгалтеры (бухгалтеры-экономисты) и аудиторы обязаны повышать свою квалификацию в объеме не менее 40-ка академических часов в год.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов (в области общего аудита; в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита)), осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Требование ежегодного повышении квалификации является обязательным для продления аттестата профессионального бухгалтера (бухгалтера-экономиста) по истечению срока его действия, для регулярного подтверждения аттестата аудитора и, кроме того, способствует внедрению культуры непрерывного повышения квалификации специалистов в России.

Требование ежегодного повышения квалификации распространяется также на профессиональных бухгалтеров (бухгалтеров-экономистов), являющихся членами крупнейшего объединения бухгалтеров и аудиторов - Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).Основной формой ежегодного обязательного повышения квалификации для бухгалтеров и аудиторов является обучение на курсах (семинарах) в аккредитованных (уполномоченных) учебных организациях.

Аккредитованные (уполномоченные) обучающие организации проводят курсы (семинары) на базе программ, утвержденных аттестующими органами (ИПБ России, Министерством финансов РФ).

Для профессиональных бухгалтеров (бухгалтеров-экономистов) допускаются и альтернативные формы повышения квалификации. Среди них: разработка нормативных документов; защита кандидатской (докторской) диссертации; публикация монографий, учебников, статей и т.п. по разделам Программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и повышения их квалификации и др.

Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления

бухгалтер специальность профессия компетентность

Профессиональная компетентность специалиста;

Бухгалтеру в своей работе приходится иметь дело с цифрами и документами. Причём важен каждый документ, независимо от степени его значимости. И каждая запятая, каждая цифра должна интересовать бухгалтера. Здесь нужна, во-первых, огромная внимательность . А кроме того, готовность перепроверять свою работу по несколько раз, тратить время на поиск причины малейшей не состыковки. Это не тот случай, где можно махнуть рукой и сказать: главное - суть вопроса, а не разные мелочи. Девиз должен быть противоположным: каждая мелочь важна. Человек, занимающийся такой работой, должен быть въедливым, внимательным к мелочам, даже занудным , для него каждая мелочь серьёзна. Здесь нужна способность длительное время заниматься однообразным видом работы, усидчивость, терпение, устойчивость к монотонии . Человек должен получать удовольствие, а не ощущение скуки, от того, что изо дня в день «копается» в мелких деталях, цифрах.

Профессионально важные качества

Прежде всего, бухгалтер должен быть очень ответственным, с аналитическим складом ума, математическими способностями, обладать усидчивостью и скрупулезностью, склонностью к работе с числами.

Еще бухгалтер должен обладать хорошей памятью, аккуратностью, хорошо владеть ПК, а также быть хорошо знакомым с программой 1с бухгалтерия. Так как бухгалтер лицо материально ответственное, что накладывает на него большую ответственность, он должен обладать стрессоустойчивостью и не иметь никаких заболеваний нервной системы.

Профессионально значимые Психофизиологические свойства

1. Абстрактно теоретическое мышление.

2. Способность планирования сложных технологических процессов.

3. Креативность.

4. Прогностические способности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Профессиограмма менеджера по работе с клиентами. Важные качества личности, знания, умения и навыки. Содержание труда бухгалтера, основные виды профессиональной деятельности. Варианты профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2014

    Производственное предприятие как это обособленная специализированная единица, его задачи и основные функции. Место главного бухгалтера в организационной структуре предприятия, требования, предъявляемые к его профессиональной квалификации и умениям.

    контрольная работа , добавлен 10.07.2009

    Особенности работы финансового менеджера. Отличия профессии финансового менеджера от бухгалтера. Практические аспекты работы менеджера на Солнечногорском пассажирском предприятии. Основные меры защиты от информационного и эмоционального стресса.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Характеристика профессии "Финансист": сущность, смежные профессии, возможность карьерного роста, спрос на рынке труда. Сведения о профессиональной подготовке кадров. Особенности и условия труда финансиста. Психологические требования профессии к человеку.

    реферат , добавлен 09.06.2013

    Использование научного подхода, моделей и количественных методов к процессу принятия обоснованных объективных решений. Роль и место принятия решений в процессе управления. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет на предприятии.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Современные теоретико-методологические подходы к проблеме профессионального отбора персонала. Профессиограмма PR-специалиста как основа формирования требований к кандидатам. Анализ результатов диагностики профпригодности специалистов ООО "Вега - Лазер".

    курсовая работа , добавлен 14.01.2016

    Организационная структура управления и характеристика деятельности службы ГО и ЧС по муниципальному району "Теплый стан". Анализ процесса подготовки и переподготовки кадров. Особенности дополнительного профессионального образования в системе МЧС.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Построение профессиограмм в целях прогнозирования успешного выбора профессии. Разработка профессиокарты. Профессиограмма руководителя интернет-маркетинга. Профессиограмма сборщиц микросхем. Профессиограмма психолога-консультанта, работающего в хосписе.

    реферат , добавлен 06.06.2016

    Порядок и принципы организации дополнительного профессионального образования на государственной службе. Структура Управления налоговой службы России по Пермскому краю. Особенности организации профессионального образования в Управлении налоговой службы.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Подготовка кадров на предприятии как компонент системы развития персонала. Деятельность организаций в области профессиональной подготовки кадров. Анализ современных методов профессиональной подготовки персонала и их применения в российских компаниях.

Общая характеристика профессии

Начнем с того, в чем проявляется деятельность бухгалтера. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью ЭВМ. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, точность смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранность бухгалтерской документации, за оформление и сдачу их в установленном порядке в архив. Работа жестко регламентирована инструкциями.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональной подготовке

Бухгалтеру необходима хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

Пути получения профессии

В финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской организации (фирме) или привлекаться коммерческими структурами.

Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист. профессиограмма должность руководство

Анализ профессиограммы.

  • * Предмет труда: знак.
  • * Цели труда: свести отчет.
  • * Способы, средства труда: ручные, теоретические, механические.
  • * Условия труда: Обычные.
  • * Характер подвижности: Сидя в движении.
  • * Материальное оснащение: Стол, компьютер, другие подручные средства.

Социально-экономические характеристики труда.

  • * Организация: Самостоятельность, ответственность.
  • * Общение: В группе и индивидуально.
  • * Интенсивность труда: Высокая.
  • * Ответственность: Высокая.
  • * Потребность общества в профессии: достаточно высокая.
  • 3. Требования профессии к человеку.
  • * К здоровью: Противопоказана людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).
  • * Профессионально важные качества: склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.
  • * Требуемая квалификация: Должен иметь: хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.
Loading...Loading...