Как уменьшить одн по электроэнергии. Как оспорить завышенное начисление платы за ОДН по электроэнергии? Снижение ОДН - технические решения

Высокий ОДН - больная тема для многих управляющих компаний многоквартирных домов в России. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на рост ОДН по воде и как его уменьшить при помощи системного подхода и установки системы диспетчеризации воды . - общедомовые нужды, расход ресурсов (воды, электричества, тепла) в помещениях дома, которые не являются частями квартир - общедомовое потребление. Все ресурсы, которые потребляют жители квартир - индивидуальное потребление.

Пример ОДН по электроэнергии - это расход электричества, который пошел на освещение подъезда, лифтов и коридоров дома.

Пример ОДН по воде - это расход воды, который пошел на уборку подъезда, этажей, лестниц, а так же полив прилегающей территории и другие хозяйственные нужды.

Расход на ОДН рассчитывается пропорционально площади каждой квартиры в многоквартирном доме и выставляется в квитанции каждому хозяину квартиры ежемесячно наряду с его индивидуальным потреблением.

Как рассчитывается ОДН по воде

Математика расчета ОДН проста. ОДН - это разница между тем расходом, который определен по общедомовому прибору учета и индивидуальным расходом всех потребителей в доме.

Все многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета воды, которые установлены на водопроводных трубах в подвалах домов. Из показаний общедомового счетчика воды вычитают объем потребленной всеми жильцами воды.

Объем потребленной жильцами воды - сумма месячного потребления согласно показаниям водосчетчиков в тех квартирах, где они установлены и норматива потребления для тех квартир, где счетчиков нет.

Считается, что разница между общим и индивидуальным потреблением пошла на пользу всего дома (уборка, полив и пр.) и справедливо расписывается между всеми жильцами прямо пропорционально их площади.

В теории, ОДН не должен превышать объема воды, который реально пошел на общедомовые хозяйственные нужды и не должен превышать 2-3% от общего потребления . Однако, на практике это далекое не так, и ОДН зачастую достигает колоссальных размеров, иногда переваливая за отметку в 30%.

Откуда берется высокий ОДН по воде

Причин высокого ОДН несколько:

1. Неточность приборов учета

Первый фактор - технологические потери, обусловленные погрешностью приборов учета воды. По ГОСТУ водяные счетчики должны учитывать расход с точностью ±2%. Однако, при поверке недорогих моделей на стационарной установке бракуется до половины бытовых водосчетчиков и погрешность измерения у них порой доходит до существенных величин – 20% и более.

Порог чувствительности

Кроме инструментальной погрешности у каждого водосчетчика есть определенный порог чувствительности, выше которого прибор достаточно стабильно и точно считывает расход потребляемой воды. Но вот c расходом меньше порога чувствительности счетчики вообще могут не фиксировать потребление.

У приборов различного класса, различный порог чувствительности. Минимальный паспортный расход для водомера класса А и В - 60 и 30 литров в час, для класса С - 15. Приборы класса А более дешевы и более «экономичны» с точки зрения жильцов, потому что попросту перестают работать при минимальном потоке.

Зачастую такие потери дополнительно провоцируются неотрегулированной арматурой или подтеками сливных бачков унитазов, протечками в кранах, использованием бытовых фильтров воды (обращали внимание, как медленно поступает вода в трехступенчатый фильтр очистки питьевой воды?) и пр.

Подобные утечки суммируются по квартирам и «оседают» на общедомовом приборе учета. В составе ОДН из-за такой погрешности учета может быть «спрятано» до 30-40%. В норме же этот показатель не должен превышать 4-5% от общей суммы ОДН .

2. Водоснабжение рассчитывается по нормативу для тех у кого нет счетчиков

Простой пример: житель квартиры не имеет счетчика на воду и платит по нормативу. Он не заинтересован в экономии и льет воду сутками. Ему плевать на подтекающий бачок или не закрытый в ванной кран. Он каждый месяц будет платить фиксированную сумму, даже если израсходует в разы больше воды, чем положено по нормативу.

Проблема очень актуальна для «резиновых квартир», где прописан 1 человек и оплата за воду начисляется исходя из норматива на одного жильца, а живет в квартире пятеро и более человек. Если в многоквартирном доме процветает арендаторство, что практически всегда характерно для городов-миллионников, то превышение норматива может провоцировать до 20% от всего ОДН по воде.

Таких владельцев квартир стараются стимулировать к установке приборов учета «пугающими» коэффициентами: так с 1 с июля по 31 декабря 2015 года норматив будет умножаться на 1,2, а к 2017 году он вырастет до 1,6.

3. Сроки снятия показаний счетчиков воды не одинаковы

Каждый житель дома снимает показания тогда, когда ему это удобно. Кто-то снял 20 числа, кто-то 30-го. А с общедомового прибора учета снимают 24-26-го числа. Из-за такого временного лага возникает очередная неточность, которая вносит погрешность в учет ОДН.

Кроме того, некоторые жильцы попросту не сдают показания вовремя, просто потому что забыли, уехали в командировку или на дачу. Таким жильцам расход начисляют исходя из среднего потребления за пол года, который так же будет отличаться и не факт, что в меньшую сторону.

За счет разницы в сроках передачи показаний разница между ОДПУ и расходом, который передали жильцы может достигать 30-40% от всего расхода воды на общие нужды дома .

4. Протечки воды в подвалах, аварии трубопроводов

Во время аварийного прорыва водопровода в подвале дома часть воды «уходит в землю» до того, как авария будет локализована. При этом показания общедомового счетчика увеличатся, а вслед за ним увеличится и ОДН.

При хронических мелких подвальных протечках, на которые никто не обращает внимание, может стабильно утекать несколько кубометров в месяц. Эти потери также лягут в квитанции жильцов в графу ОДН и могут составлять от 1 до 3% общей суммы ОДН.

5. Воровство, манипуляции со счетчиками

Если ваш сосед умеет пользоваться поисковиком, он без труда найдет несколько рабочих инструкций по остановке водяного счетчика или уменьшения его показаний. Переходники, врезки, пылесосы, магниты в арсенале недобросовестных жильцов значительно уменьшают показания индивидуальных приборов учета и приводят к резкому увеличению ОДН.

6. Фальсификация и ошибки в показаниях счетчиков

Показания счетчиков могут сдаваться с ошибками. Иногда жильцы делают это непреднамеренно, а просто потому что у них плохое зрение, а в коробе стояка темно - им сложно снять точные цифры.

Но не забудьте про квартиросъемщиков, которые платят «по счетчикам», они часто занижают реальные показания водомеров вполне умышленно, а при контрольных проверках не открывают двери. Попасть в квартиру невозможно, узнать реальные показания тоже. В результате они повышают ОДН, моются и стираются за счет других жильцов.

Манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могут составлять больше 50% от общедомового расхода воды.

Особенно остро встает проблема в регионах на фоне постоянно повышающихся тарифов ЖКХ. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.

7. Халатность управляющих компаний

Редкость, но бывает, что отдельные управляющие организации без должного контроля и надзора решают какие-то свои финансовые проблемы за счет повышения отдельных статей в квитанциях, в том числе, и ОДН. Для борьбы с подобным жульничеством правительство вводит информационную систему, в которой должны будут отображаться показания приборов учета и расчеты за ЖКУ произведенные на основе этих показаний.

Распределение ОДН в многоквартирном доме

Пример из жизни: ситуация с ОДН в московском 240-квартирном доме выглядела следующим образом.

Распределение расхода воды по дому между ОДПУ и индивидуальным потреблением

Из графика видно, что расход по общедомовому прибору учета превышает индивидуальное потребление, в среднем, на 15% за 8 месяцев. И это не самая худшая ситуация, так как в некоторых домах показания ОДПУ превышают индивидуальное потребление на 30%. В любом случае, ОДН, превышающий 5%, можно смело считать высоким.

Структура ОДН в этом случае может выглядеть следующим образом:

Больше половины ОДН возникает из-за манипуляций со счетчиками, заниженных показаний и перерасхода норматива в тех квартирах, где счетчики не стоят.

Порядка 8% - погрешность самих приборов учета. Сказывается износ и проблемы с сантехникой. Несвоевременная сдача показаний и перерасчет в составе ОДН дают 15%. И реальный расход на хозяйственные нужны составляет всего 10% от рассчитанного общедомового потребления, а это порядка 1,5-2% от общего потребления.

Вывод: 90% общедомового расхода воды, который поступает в квитанции жильцам возникает из-за прорех в учете. Причем больше половины расхода прилетает по вине недобросовестных жильцов.

Картина актуальна для большинства многоквартирных домов с высоким общедомовым потреблением.

Как уменьшить ОДН по воде

Проблема сокращения ОДН - системная и при комплексном подходе решается достаточно эффективно. Необходимо нейтрализовать пробелы в учете и минимизировать технические потери.

Ведем коммерческий учет воды с точностью «до литра»

Самым эффективным решением по введению точного учета потребления является установка . В основе которой лежит переход на водомеры с постоянной прямой дистанционной передачей данных в систему учета потребления. При использовании таких приборов искажение данных о водопотреблении будет минимальным, так как информация передается автоматически, и потребитель будет платить только за использованный им объем воды.

Но надо понимать, что такое возможно только при системном подходе к данному вопросу. Если поставить счетчик с постоянной передачей данных в одной квартире, то ситуацию с ОДН это не изменит.


Системы диспетчеризации счетчиков воды

В рамках внедрения диспетчеризации в каждой квартире устанавливаются счетчики с возможность передачи показаний; самый оптимальный вариант - с импульсным выходом. К ним подключаются модемы , передающие эти самые показания в личный кабинет управляющей компании. Либо устанавливаются счетчики с возможностью передачи показаний по радиоканалу , модем в них уже встроен.

Разумно сразу заменить старые счетчики воды, у которых подходит время поверки на новые со встроенным модемом. В квартирах, где вообще не установлены приборы учета - также установить новые счетчики с модемом. А там, где водомеры были установлены недавно, просто подключить модем.

И, конечно же, оснастить точки расхода воды для хозяйственных нужд приборами учета для более объективного учета потребления.

Уменьшаем потери из-за неточностей приборов учета

ОДН, возникающий вследствие погрешностей самих приборов учета, следует минимизировать заменой или установкой водосчетчиков с максимальной чувствительностью и качеством исполнения. Конечно, в рамках разумного бюджета. Не допускать к установке счетчики с низким порогом чувствительности, рассчитанные на потребление больших мощностей и отслеживать межповерочные интервалы.

Убить сразу нескольких зайцев можно, установив счетчики воды с дистанционной передачей показаний «СТРИЖ Аква-1» сразу во всем доме. Он имеет порог чувствительности 0,015 м³/час, идеально подходит для квартирного учета, монтируется как обычный счетчик воды и самостоятельно передает показания сразу после установки без дополнительных репитеров.

Совместно с установкой новых приборов учета необходимо провести осмотр сантехники на предмет незначительных подтеков, провоцирующих «расход утечек». А также обязательно установить на каждый счетчик воды обратный клапан для исключения гидравлических потерь в системе, перетекание из стояка в стояк и т.п.

Устраняем и предупреждаем протечки в подвалах

Устраняем протечки водопроводов в подвалах домов. Для предупреждения аварийных потерь воды из-за прорыва устанавливаем систему контроля протечек. Вариантов несколько, один из них - система контроля протечек «СТРИЖ» ; главное, чтобы при обнаружении прорыва оперативно был перекрыт вентиль трубопровода. В этом случае потери воды будут минимальны и утекшие кубометры не попадут в графу ОДН.

Какую технологию выбрать для диспетчеризации счетчиков воды

В настоящее время существует несколько технологий, которые позволяют удаленно собирать показания счетчиков воды в режиме реального времени.

1. Проводные решения

К каждому прибору учета проводится слаботочный кабель. По кабелю данные с приборов учета передаются на концентратор, который обслуживает множество приборов учета. Данные с концентратора передаются через Ethernet или GSM на сервер заказчика.

Достоинства

  • Технически простое в реализации решение, многие компании в Москве и регионах занимаются прокладкой кабелей.
  • Внедрение может осуществляться сотрудниками с низкой технической квалификацией.
  • Высокая устойчивость к помехам.

Недостатки

  • Стоимость прокладки слаботочных кабелей в построенных домах крайне высока из-за сложного в организации процесса.
  • Низкая надежность системы из-за проблемы потери напряжения в проводах из-за растяжений, обрывов, замыканий и др.
  • Высокая стоимость эксплуатации, так как для того, чтобы установить причину потери напряжения, необходимо каждый раз осуществлять физическое обследование всей сети.

В Российской Федерации и за рубежом почти не существует действующих проектов, построенных на базе слаботочной сети, так как проводные сети быстро выходят из строя, а устранение неполадок и их эксплуатация стоят слишком дорого . Слаботочные системы повсеместно заменяются на беспроводные.

2. Беспроводные решения на базе GSM, GPRS, 3G, LTE

Достоинства

  • Легкое и быстрое развертывание.
  • Высокая скорость передачи данных.
  • Широкая территория обслуживания оператором связи.

Недостатки

  • Высокая стоимость устройств - несколько тысяч рублей за один водосчетчик или модем.
  • Большая абонентская плата (часто меняется).
  • Непродолжительное время автономной работы - несколько дней.
  • Сигнал передатчика легко «заглушить».
  • Чувствительность к уровню приема: при отсутствии покрытия сети - невозможность работы, сигнал часто не добивает в места установки водосчётчиков.

3. Беспроводные решения на базе ZigBee, ZWave, M-Bus

К каждому прибору учета подключается радиомодем, передающий показания на ретранслятор или радиоконцентратор по радиоканалу 433 или 868 МГц по ZigBee, Z-Wave, M-Bus или подобному протоколу. Дальность передачи данных – на расстояние до 50 метров от модема до ретранслятора. Данные с ретранслятора или концентратора передаются через Ethernet или GSM на сервер заказчика.

Достоинства

  • Наиболее распространенная технология на рынке диспетчеризации. Существует множество решений от зарубежных и отечественных производителей.
  • Низкое энергопотребление по сравнению с GSM/GPRS.
  • Относительно простой монтаж по сравнению с проводными системами.

Недостатки

  • Цена устройства высока, по сравнению с другими решениями - до нескольких тысяч рублей.
  • Небольшая дальность передачи, до 50 метров, приводит к необходимости установки дополнительных ретрансляторов, что увеличивает стоимость системы.
  • Низкая надежность системы из-за сложной mesh-архитектуры и большого количества ретрансляторов. Для организации сети необходимо несколько разно-типовых устройств: приемник, концентратор, маршрутизатор, ретранслятор - это увеличивает общую стоимость сметы на оборудование и работ по монтажу.
  • Высокая стоимость обслуживания и поддержания, так, как каждый проект телематической сети на базе ZigBee, Z-Wave, M-Bus является уникальным, и обслуживать его может только интегратор.
  • Низкая скорость передачи данных.

Телематические системы на базе ZigBee, Z-Wave, M-Bus получили распространение за последние несколько лет благодаря возможности беспроводной передачи данных. На практике, сложность систем ведет к высокой стоимости поддержания и обслуживания , поэтому все больше клиентов смотрят на альтернативные решения.

4. Беспроводные решения на базе LPWAN-технологии «СТРИЖ»

«СТРИЖ» - система удаленного сбора показаний счётчиков воды, использующая энергоэффективный протокол радиосвязи, который позволяет передавать небольшие пакеты данных с миллионов устройств на дальние расстояния в течение многих лет.

Достоинства

  • Минимальная стоимость устройств: модемов и счетчиков воды со встроенным модемом.
  • Минимальное время внедрения: необходимо только подключить модем или водяной счетчик с радио модулем - система готова к работе.
  • Минимальная стоимость внедрения: не требует внешнего питания, промежуточного оборудования, прост в монтаже.
  • Максимальная дальность передачи данных - 10 км в городской черте, за счет оптимизированного радиопротокола.
  • Высокая проникающая способность сигнала позволяет получать данные из подвалов и помещений, где отсутствует GSM, Ethernet и другая связь.
  • Автономность работы свыше 10 лет за счет оптимизированного протокола передачи данных и расписания отправки показаний.
  • Не требует обслуживания. Замена устройств по истечении срока работы батареи проста и занимает 5-7 минут.
  • Простая масштабируемая архитектура системы: Радиомодем → базовая станция → сервер.

Недостатки

  • Низкая скорость передачи данных по сравнению с другими технологиями, но при этом вполне достаточная для передачи показаний счетчиков воды с заданными интервалами.
  • Меньшее распространение данной технологии в силу новизны. Покрытие сети есть не во всех городах, но решается за счет установки базовой станции дальнего радиуса действия, которая покрывает целые кварталы и даже небольшие города.

Раньше внедрение автоматических систем контроля учета ресурсов было достаточно затратно, но при появлении энергоэффективной технологии «СТРИЖ» борьба с высоким ОДН посредством системы диспетчеризации стала оправданной и с экономической точки зрения. Но о сроках окупаемости чуть позже.

Таким образом, решается вопрос с точным достоверным учетом потребления воды. Проблемы, связанные с хищением, фальсификацией показаний, начислений по нормативам и задержками в подаче показаний закрываются раз и навсегда.

Кроме учета с точностью до 10 литров в режиме реального времени по всему дому, система значительно упрощает работу управляющей организации:

  1. Позволяет экономить на персонале, так как берет всю работу по сбору и обработке показаний на себя.
  2. Сокращает время обработки и выставления счетов. Если раньше на составление баланса могло уходить несколько часов, то сейчас вся процедура занимает несколько минут.
  3. Передает данные в 1С, ГИС ЖКХ и другие учетные системы, использующиеся в УК.
  4. Исключает возможность спорных ситуаций с ресурсными организациями; учет настолько точный, что придраться не к чему.

Согласитесь, это очень удобно.

К чему приводят меры по системному снижению ОДН

В августе 2014 года был проведен комплекс мер по снижению ОДН все в том же многоквартирном доме. Вся процедура заняла чуть больше недели. Что было сделано в рамках программы по оптимизации общедомового расхода воды:

  1. Управляющей компанией внедрена , предоставлен доступ в личный кабинет с отображением почасовой статистики расхода воды.
  2. В 38 квартирах были установлены счетчики с встроенными модемами «СТРИЖ Аква-1» , квартиры переведены с потребления по нормативу на потребление по счетчикам.
  3. В 148 квартирах старые водосчетчики были заменены на новые водомеры с возможностью дистанционной передачи показаний «СТРИЖ Аква-1».
  4. В остальных квартирах к счетчикам были подключены радиомодемы «СТРИЖ» .
  5. Были установлены приборы учета в точках бесконтрольного расхода: туалет консьержа и выход из дома (кран для уборки и полива).
  6. Параллельно с установкой системы была проверена сантехника в квартирах, устранены хронические протечки в кранах и сливных бачках, установлены обратные клапаны.

Как изменилась ситуация с ОДН после этого? Кардинально!

  1. Потери, которые происходили по причине человеческого фактора, были сведены к нулю; все показания теперь поступают в личный кабинет УК онлайн.
  2. Превышение нормативного расхода также было исключено, жильцов перевели «на счетчик».
  3. Были минимизированы потери из-за высокой погрешности старых счетчиков; старые счетчики были заменены на новые.
  4. Разница, возникавшая из-за несвоевременной подачи показаний, исчезла; все показания индивидуальных приборов и общедомового счетчика берутся единовременно в личном кабинете управляющей компании.
  5. Расход на хозяйственные нужды остался на том же уровне; оно и понятно - убирать подъезд и этажи меньше не стали.

Итог: в среднем, ОДН в доме сократился с 303 м³ до 34.5м³ - практически в 10 раз!

Общая картина потребления воды по дому выглядит следующим образом.

Общий расход после летнего спада вышел на прежний уровень, но по сравнению с прошлогодним стал ниже на 2-3% вследствие того, что жильцы, переведенные на счетчики, стали более рачительно относиться к ресурсам.

Вследствие точного учета индивидуальное потребление выросло. На самом деле, оно осталось практически на прежнем уровне, только сейчас расход попадает в квитанции тем жильцам, кто действительно потребил ресурс, а не расписывается на всех жильцов дома в статье ОДН.

ОДН по всему дому снизился с 15% до приемлемой величины в 1,5%. Эта цифра вполне отражает реальные расход воды в доме, который идет на хозяйственные нужны и допустимую погрешность приборов учета.

Окупаемость системы диспетчеризации

Интересно, а насколько быстро окупится система диспетчеризации водоснабжения. Приведем расчет для все того же 240-квартирного дома в Москве. В нашем случае сокращение ОДН составило в среднем с 303 м³ до 34,5 м³.

При стоимости ГВС - 135,79 руб. и ХВС - 45,73 руб соответственно, получаем ежемесячные потери в 48 738,12 руб. Стоимость установки системы в Москве составила 509 580,00 руб. Окупаемость составит 10,4 месяцев - меньше года.

В продолжение статьи.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»- это бессмертное высказывание Виктора Степановича Черномырдина замечательно определяет суть применения действующих норм законодательства в сфере ЖКХ.

Никто не может упрекнуть меня в любви к нашей Партии и Правительству, но я должен отметить, что на самом деле многие законы и постановления в сфере ЖКХ действительно направлены на помощь собственникам помещений в жилых домах в реализации их прав и на уменьшение их расходов. Просто эти законы и постановления подразумевают, что все мы их будем дружно их выполнять, совершенно не учитывая наш замечательный народный менталитет и смекалку. А учитывая низкую правовую грамотность населения и его веру в любые истины, высказанные любым квазивышестоящим лицом (например, старшим по дому) или СМИ (там вседа истинная правда!), эти законы и постановления, в которых разберется далеко не каждый юрист, стали просто орудием издевательства над собственниками помещений и вымогательства из них денег. Говорить об этом можно много, но сейчас мы будем разбирать только вопрос с ОДН- затратами на общедомовые нужды по электричеству в домах, снабженных коллективными приборами учета электроэнергии. Там где такого коллективного учета нет, платежи осуществляются по нормативам, о справедливости которых я говорить не хочу.

Кто является выгодоприобретателем от больших платежей по ОДН в таком доме. 99% жильцов отвечают, что это управляющая компания и/или поставщики электроэнергии в виде Санкт-Петербургской сбытовой компании и/или Омскэлектро. На самом деле это абсолютно не так!

Начнем с разборок, что такое ОДН? Расшифровка проста- Общественные Домовые Нужды. Пункт 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее по тексту-Правила) четко формулирует связь между ОДН и содержанием общего имущества дома— «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).»

Т.е. это лампочки на лестницах, энергия потребляемая насосами теплового узла, наружное освещение дома и прочее тому подобное необходимое потребление. Казалось бы на доме не так много таких цепей- поставил счетчик, замерил, разделил на всех и нет проблем. Но, Правила в расчете на общую ответственность собственников помещений сформулировали вопрос оплаты ОДН так, что это привело к коллективному их наказанию за безответственность отдельных собственников.

В переводе с юридического на простой язык это значит, что берутся показания общедомового счетчика, из него вычитаются суммы показаний счетчиков, которые установлены в квартирах жильцов и нежилых помещениях, потом вычитаются суммы нормативных расходов электроэнергии для жильцов, у которых нет счетчиков, а остаток делится на всех пропорционально площади помещений. Т.е. поставщики коммунальной услуги (УК или СПБ сбытовая компания) получат только то, что им полагается по общедомовому счетчику, а распределение сумм по ОДН происходит исключительно между собственниками помещений

Рассмотрим на примере гипотетической пятиэтажки без электроплит и лифта. Для простоты примем, что все квартиры одинаковы –двухкомнатные по 40 кв.м. (всего 80 квартир) с высотой потолка до 2,7 м.; в каждой живет по 3 человека. До с января по 1.07.2016 норматив потребления для такой квартиры составит 95 квт/мес- для трех человек: 285 квт- это не очень много, обычно тратится больше.

Предположим, что у половины жильцов есть квартирные счетчики, у половины их нет, но все одинаково потратили по 285 квт. Предположим, что реальных расходов на ОДН нет- все лампочки разбиты, а насосы сгорели J Общедомовой счетчик в этом случае покажет 80х285=22800 квт.

По приведенным выше формулам каждый собственник заплатит только за свои 285 квт, а ОДН будет равен 0. Действительно, для каждой квартиры ОДН=(22800-40*285-40*285)*40/3200=0.

Реально поровну ни у кого не будет и, кроме того, зимой включаются калориферы, которые потребляют много энергии. Будем считать, половина собственников со счетчиками потребила 285 квт, а вторая половина 370 квт и аналогичное потребление у жильцов без счетчиков. Суммарное потребление на весь дом в этом случае СОДН=(20*285+20*370+20*285+20*370-20*285-20*370-40*285)=1800 квт/ч.

Смотрите- на ОДН реально ничего не потратилось, а 1800 квт/ч появилось. Посмотрим, кто и как его заплатит.

Каждый собственник с квартирным счетчиком получит добавок к потраченному по счетчику в виде 22,5 квт/ч и такой же добавок получит собственник без счетчика, потребивший энергию по нормативу. А вот собственник без счетчика, реально потребивший 370 квт получит счет только на 285+22,5=307,5 т.е. он «сэкономил» 62,5 квт. А на реальное ОДН при этом не ушло ни копейки…

Т.к. поставщик коммунальных услуг (УК или ОЭК) получит только то, что ему причитается по общедомовому счетчику, то бенефициаром (выгодоприобретателем) стал собственник квартиры без счетчика, употребивший электричества более положенной ему нормы. А выгода пошла ему за счет остальных жильцов!

Партия и Правительство приняло очень хороший закон (редко случается!), обязывающий всех собственников во избежание такой ситуации ставить счетчики электричества, ХВС и ГВС, причем с возможностью получения пятилетней рассрочки платежа за его установку. Только на это закон многие собственники клали то, что могут положить, т.к. никакой административной ответственности за его нарушение не предусмотрено. Государство все время повышает нормы потребления, чтобы экономическим путем стимулировать установку счетчиков, но т.к. эти славные соседи потребляют электричества больше норм (а иногда на очень большие суммы) то им это стимулирование фиолетово барабанно. А платят за них остальные.

Так же государство стимулирует управляющие компании следить за ОДН. Однако не все управляющие компании и/или ТСЖ являются исполнителями коммунальной услуги- по электричеству в большинстве случаев им является Санкт-Петербургская энергосбытовая компания, которую предоставляет ОЭК. До 1.07.2016 собственники могли не платить за превышение ОДН над нормами потребления ОДН, если исполнителем являлась УК (ТСЖ) и не было принято решение собрания собственников, освобождающее УК (ТСЖ) от обязанности оплачивать это превышение. А вот если исполнитель – поставщик, то на него эта норма не распространялась. Теперь, с 1.07.2016 – распространяется тоже.

44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 — 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Люди , будьте бдительны- не давайте провести такое «замечательное» решение- пусть за превышение платят УК или поставщики. А если уже такое решение принято- инициируйте собрание с отменой этого решения!

Это немного облегчает, но не решает проблему. Надо все таки добиться чтобы счетчики стояли в каждой квартире. Как этого добиться? Конечно можно подать в суд на каждого соседа- но тут придется здорово поработать. А почему должен работать я, когда у нас есть лицо, отвечающее за содержание общего имущества?! Ведь не забывайте- юридически плачу то я за ОДН!

Теперь к сути моего иска. Мне за долги отдали квартиру, в которой никто не живет. Внаем я ее не сдаю, квартира стоит пустая. Т.е. я не потребляю ни одного киловатта электроэнергии, но все время я осуществляю значительные платежи на общедомовые нужды (ОДН) по электроэнергии. Так, в январе 2016 года мне пришлось оплатить 221,44 руб, в феврале 2016 г. 167,67 руб, в апреле 2016 г. 125,74 руб. При этом месячный норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, установленный приложением N 2 к приказу РЭК Омской области от 17 декабря 2014 г. N 537/74 для площади общих помещений всего здания на январь-июнь 2016 г. составляет 3 396,87 квт/ч*мес ((3894,20-3273,20)*5,47), в то время как в квитанциях ОЭК потребление на ОДН изменяется от 4469 до 7870 квт/ч, причем, как видно из квитанций, потребление ОДН составляет 20-35% от общего потребления по всему дому. Такие платежи (являются следствием того, что во многих квартирах (в том числе и в моей) не установлены индивидуальные (квартирные) приборы учета электроэнергии. Предположим, что индивидуальным счетчиком будет оборудована только моя квартира. Т.к. в квартире никто не проживает, то для нее как до установки счетчика (т.к. в квартире проживает 0 человек), так и после (т.к. никто не потребляет энергию). Т.е. от установки только моего счетчика не изменились бы никакие величины в формулах подсчета и, следовательно, мне пришлось бы по прежнему платить завышенные величины ОДН.

Я ничего не имею против «Жилищника-3» — им просто не повезло, что они обслуживают наш дом. Но ведь я от них, как будет показано дальше, не требую их законных денег- я требую, чтобы они шевелились и организовали установку счетчиков за счет жильцов- тех, у кого их нет. Я даже обещал не брать с них деньги за процесс, если они не затянут его до моего отпуска 12.09 и мне не придется нанимать представителя. Но иск, основанный на следующих соображениях уже подал.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

« Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (п.10 подпункт «ж») определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как предусмотрено подпунктом «и» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

Отношения по энергосбережению, повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 12 названного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации принципами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п утвержден «Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.» В перечень мероприятий для многоквартирных домов, имеющих класс энергоэффективности D, E, и для которых класс энергоэффективности не определен (к которым относится мой дом) вошли работы

Для системы отопления и горячего водоснабжения — Установка индивидуального (квартирного) прибора(ов) учета энергоресурсов – ежегодно при подготовке к отопительному сезону

Для системы электроснабжения — Установка индивидуального (квартирного) прибора учета электрической энергии класса точности не менее 2,0 — ежегодно при подготовке к отопительному сезону.

С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и издания Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п об утверждении «Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме» работы по установке индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов в помещениях многоквартирного жилого дома за счет собственников помещений отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении .

В связи с вышеизложенным, прошу суд обязать ООО » Управляющая компания Жилищник- 3″ на основании п.4. ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п произвести установку индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов (электроэнергии) в тех помещениях многоквартирного жилого дома, где они отсутствуют за счет собственников этих помещений до начала отопительного сезона 2016-2017 годов.

Есть как минимум два способа исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Любой из этих способов требует оповещения собственников с указанием на решение суда и их обязанности нести расходы на установку индивидуальных приборов учета, а так же на их право самостоятельно произвести установку индивидуальных приборов учета до момента исполнения решения суда. Так же в любом случае необходимо запросить у исполнителя коммунальной услуги список собственников, не имеющих приборов индивидуального учета.

1. Согласно п. 3.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 30.03.2011 управляющая компания обязуется представлять законные интересы Собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Согласно п. 3.1.2. управляющая компания обязуется в интересах Собственников заключать с Исполнителями договоры о поставке Собственнику энергоресурсов, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственника, а так же для поддержания многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее Собственнику помещение в надлежащем техническом состоянии. Согласно п. 3.2.6. управляющая компания имеет право осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством РФ, Омской области и актами органов местного самоуправления, регулирующими отношения по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны установить и ввести в эксплуатацию приборы учета до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды и электрической энергии. Пунктом 9 определено:

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома , в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Организацией, которая осуществляет снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям дома является Акционерное Общество «Омскэлектро» (г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8) и оно по обращению собственника помещения или лица, имеющего право представлять собственника помещения обязона осуществить установку индивидуального прибора учета, в том числе и с рассрочкой на 5 лет.

Т.е. у ответчика имеются все правовые основания для заключения договора установки индивидуальных приборов учета от имени собственников за их счет с Акционерным Обществом «Омскэлектро», г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8.

2. Так же ответчик может обратиться к любой организации производящей установку приборов индивидуального учета и оплатить их установку с последующим взысканием расходов с собственников. Конечно, это требует некоторой работы: как по организации установки, так и по взысканию расходов. Однако необходимость проведения работы не является основанием для неисполнения обязанностей, возложенных на ответчика законом. Примерная стоимость установки индивидуального прибора учета составит 3000 рублей.

Как видно из расчетов, я заплачу 3 000 рублей за счетчик и при нулевом потреблении окуплю его за 2 года, при сроке эксплуатации 10 лет. Хватит платить за соседей- пусть каждый платит сам за себя. А УК : таки да- придется еще немного поработать…

На днях получил счет на оплату электроэнергии приватизированного жилья. Была указана сумма аж 1045,78 руб., где за ОДН - 542,48 руб. Почему такой огромный счет? И договор с нами никто не составлял… Анатолий Николаевич Алимов, пос. Приупский Киреевского района.

Такое письмо на прошлой неделе пришло в редакцию. Чтобы помочь нашему читателю разобраться в счетах и начислениях, мы обратились за разъяснениями в главный офис АО «ТНС энерго Тула», расположенный в Туле на ул. Каминского, 31-а.

Поясняет Максим Мальцев, заместитель директора:

Все жители данного дома были приняты на обслуживание в «ТНС энерго Тула» от прежнего гарантирующего поставщика с 1 января 2014 года в соответствии с действующим законодательством. Дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Поэтому расход электроэнергии на ОДН определяется как разница между объемом электроэнергии, поступившим в дом и зафиксированным общедомовым прибором учета, и суммой объемов индивидуальных потреблений, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета жителей (или нормативов потребления при отсутствии индивидуального прибора учета).

Каждый дом, подключенный к электрическим сетям, получает определенное количество электроэнергии, предназначенной для потребления как внутри квартиры каждого жильца, так и на общедомовые нужды. Расход потребленной энергии фиксируется общедомовым (коллективным) прибором учета. Следует учесть, что электроэнергию расходует все энергопринимающее оборудование, призванное ежедневно обеспечивать комфорт ное проживание жителей данного дома: домофоны, подкачивающие устройства, пожарные сигнализации, лифты (при наличии) и пр.

В ОДН входят и потери электроэнергии, возникающие на участке от общедомового счетчика до квартирных. Чем старее и изношеннее внутридомовые сети, тем больше потери. К росту ОДН также приводят несанкционированные подключения к внутридомовым сетям магазинов, ларьков, парикмахерских и других юридических лиц, не заключивших договор с энергосбытовой компанией. Проверять наличие несанкционированных подключений должна обслуживающая дом организация (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК) совместно с жителями дома.

Однако главной причиной высоких ОДН зачастую является недоучтенное индивидуальное потребление жителей дома.

Ведь именно сумму индивидуальных потреблений вычитают из общедомового, чтобы рассчитать ОДН. И если индивидуальное потребление занижено, то ОДН будет завышено.

К занижению индивидуальных потреблений приводят несвоевременно сданные или намеренно заниженные показания индивидуальных счетчиков. Например, передача показаний вашим соседом на 10 дней раньше срока, без учета потребления последующих дней, добавляет в ОДН 30% его индивидуального потребления.

Занижение индивидуального потребления может происходить также в случаях, когда счетчик отсутствует, не работает или работает неправильно.

Из чего складывается ОДН:

  • освещение и работа оборудования мест общего пользования (лифты, домофоны, лампочки в подъездах и пр.);
  • технологические потери;
  • воровство (несанкционированные подключения к внутридомовым сетям, «скручивание» счетчиков);
  • недоучтенное индивидуальное потребление.

Как снизить ОДН?

  • Создать инициативную группу дома, выбрать домовый комитет и организовать ежемесячное единовременное снятие показаний всех индивидуальных приборов учета и общедомового. Передавать показания счетчиков в энергосбытовую компанию необходимо ежемесячно до 25 числа каждого месяца.
  • Установить внутриквартирные счетчики электроэнергии во всех квартирах, чтобы начисления производились максимально корректно и справедливо. Сколько потребил - столько и оплатил.
  • Обратиться в организацию, обслуживающую общедомовые сети (ту, которая взимает плату за содержание жилья, - УК, ДУК, ТСЖ), для проверки несанкционированных подключений к внутридомовой сети.
  • Установить в доме систему АСКУЭ для контроля расхода электроэнергии в доме и единовременной точной передачи показаний со всех приборов учета в доме.
  • Заменить старую электропроводку во всем доме, чтобы уменьшить технологические потери электроэнергии.
  • Установить энергосберегающие приборы для освещения мест общего пользования. Светодиодные лампы экономят потребление, а датчики движения позволяют использовать электричество только по необходимости.

Жители являются собственниками помещений в многоквартирном доме, и только совместными усилиями всех жителей дома и управляющей организации можно привести ОДН к минимальным показателям.

В последнее десятилетие в РФ проводится реформа отрасли ЖКХ, одним из этапов которой является повсеместная установка в многоквартирных жилых домах общедомовых счетчиков электроэнергии (общедомовых приборов учета). В настоящее время такие приборы учета электроэнергии уже установлены в большинстве многоквартирных домов. Установка общедомового счетчика электроэнергии изменяет порядок расчетов за потребленную электроэнергию: жители многоквартирных домов должны оплачивать не только стоимость электроэнергии, потребленной в квартире, но и осуществлять оплату электроэнергии мест общего пользования (электроэнергия МОП).

В связи с этим в последние несколько лет у жителей многоквартирных домов не утихают дискуссии и споры с поставщиками коммунальных ресурсов о необходимости и обоснованности применения в расчетах с ними не только электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, но и также предъявлении к оплате доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, которую часто называют общедомовая электроэнергия. В этой статье мы предлагаем разобраться, а должна ли действительно жителями многоквартирного дома производиться оплата электроэнергии мест общего пользования.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие меры жители многоквартирного дома могут предпринять для снижения стоимости электроэнергии мест общего пользования.

Сразу необходимо пояснить, что такое электроэнергия мест общего пользования (электроэнергия ОДН): это электроэнергия, затрачиваемая на освещение мест общего пользования (лестничных клеток, подвалов), работу оборудования, которое является общим имуществом (насосы, антенны), а также внутридомовые потери электроэнергии.

В первую очередь рассмотрим нормативно - правовую базу необходимости оплаты жителями общедомовой электроэнергии (эл. энергия на общедомовые нужды).

В соответствии со ст. 30 п.4, ст. 36 п.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 209 п. 4, ст. 210 Гражданского кодекса РФ Собственники несут бремя содержания принадлежащего им общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 собственники помещений в многоквартирном доме, а также собственники жилых домов вносят оплату за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (в т.ч. и электрической энергии).

Т.е. согласно законодательству РФ оплата электроэнергии мест общего пользования, а точнее ее доли, приходящегося на гражданина, должна осуществляться каждым жителем многоквартирного дома. Но как производится расчет общедомовых нужд на электроэнергию и начисление ОДН на всех жителей многоквартирного дома? А также как снизить долю общедомовой электроэнергии, приходящегося на каждого жителя?. Ответы на эти вопросы приведены ниже.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (для наиболее часто встречающегося случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии, а жилые или нежилые помещения не все оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии) производится в соответствии с формулой 9 приложения 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае разница между общим потреблением электроэнергии многоквартирного дома и суммарным потреблением во всех помещениях (определяется либо по счетчикам в квартирах либо расчетным способом) "разбрасывается" на всех собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально потреблению электроэнергии в помещениях. В дальнейшем будем называть это долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме.

Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды . Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Рассмотрим простой пример. Фактический размер ОДН, который приходится на конкертную квартиру составил в августе 50 кВт.ч. А если определить размер ОДН для этой же квартиры по нормативу, то нормативный размер ОДН составит только 30 кВт.ч. Таким образом, в квитанции за ЖКХ, собственнику такой квартиры может быть предъявлено только 30 кВт.ч. (нормативный ОДН). "Оставшаяся" разница ОДН в размере 20 кВт.ч. ложится на "плечи" управляющей компании или ТСЖ, мотивируя их тем принимать меры к снижению ОДН.

Что же входит в эту долю общедомовой электроэнергии и почему собственники помещений обязаны ее оплачивать? В идеальном случае в ее состав входит только потребление электроэнергии в местах общего пользования (освещение лестничных клеток, подвалов, работа лифтов, антенны, работа насосов подкачки и т.д.), а также потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Нормальным считается, когда доля общедомового расхода составляет не более 20% потребления в помещении собственника (квартире), соответственно ее стоимость не должна превышать указанной величины. Однако на практике оплата электроэнергии МОП (мест общего пользования) значительна выше этих 20% от общих затрат граждан на электроэнергию. Нередки случаи, когда общедомовая электроэнергия даже превышает потребление непосредственно в квартире.

Почему могут возникать такие случаи, и как снизить долю общедомовой электроэнергии мы и попытаемся здесь разобраться.

Причинами высокой доли общедомового расхода электроэнергии может быть:

1. Неправильная организация съема показаний приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме. Например, показания общедомового прибора учета электроэнергии были сняты на 28 число месяца, а показания индивидуальных приборов учета (в квартирах) были сняты не все и снимались в период с 23 по 31 число месяца. Разумеется в таком случае могут быть значительные искажения в данных.

2. Наличие среди собственников помещений в многоквартирном доме лиц, которые осуществляют «воровство» электроэнергии. В таком случае, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный у таких лиц не будет отражать реального потребления электроэнергии, а вся «украденная» электроэнергия будет распределяться на всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Неверный порядок расчета электроэнергии мест общего пользования, который может применять исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация. С июня 2011г. вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми доля общедомовой электроэнергии должна предъявляться не только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, но и также собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, аптеки и др. - те объекты, которые зачастую занимают помещения на 1 этаже многоквартирного дома). Пока еще очень немногие исполнители коммунальных услуг производят расчеты с жителями многоквартирных домов с учетом этих изменений.

4. Неудовлетворительным состоянием внутридомовых электрических сетей или нерациональным расходованием электроэнергии в местах общего пользования.

Все вышеперечисленные причины могут в той или иной степени влиять на увеличение затрат на электроэнергию для населения многоквартирного дома.

А какие меры могут предпринять жители многоквартирных домов для снижения доли общедомовой электроэнергии ?

Ниже предложены несложные для выполнения, но достаточно эффективные действия граждан, направленные на снижение доли общедомовой электроэнергии.

1. Запросить данные о расчетах за последний год у исполнителя коммунальных услуг и самостоятельно проверить, на предмет соответствия нормам закона. Кроме того, запросить акты съема показаний общедомовых приборов учета и данные о датах снятия показаний и объемах потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

2. В случае выявления значительного расхождения в датах снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета указать исполнителю коммунальных услуг на необходимость привести их в соответствие.

3. В случае подозрений о наличии людей, которые могут осуществлять безучетное потребление электроэнергии («воровство»), направить исполнителю коммунальных услуг требование о необходимости проведения проверки указанных лиц.

4. В случае нерационального использования электроэнергии в местах общего пользования или неудовлетворительного состояния внутридомовых электрических сетей, на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение о проведении соответствующих технических мероприятий

ВАЖНО! С 1 сентября 2012г. вступили в силу «новые» Правила предоставления коммунальных услуг. «Новые» Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В тексте указанных правил много принципиальных отличий от Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Узнать об основных существенных отличиях «старых» правил от «новых» Вы можете в соответствующем разделе сайта.

Итак, в этой статье мы выяснили, что в соответствии с нормами действующего законодательства, жителями должна быть оплачена вся электроэнергия мест общего пользования, которая была потреблена в многоквартирном доме. «Нормальной» долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на потребителя считается доля до 20% от потребления в квартире. Если доля общедомовой электроэнергии составляет величину более 20% от потребления в квартире, то скорей всего имеет место одна из причин, приведенных выше.

Высокий ОДН - больная тема для многих управляющих компаний многоквартирных домов в России. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на рост ОДН по воде и как его уменьшить при помощи системного подхода и установки системы диспетчеризации воды.

  1. Что такое ОДН
  2. Как уменьшить ОДН по воде
  3. Какую технологию выбрать для диспетчеризации счетчиков воды
  4. К чему приводят меры по системному снижению ОДН
  5. Окупаемость системы диспетчеризации

Что такое ОДН

ОДН - общедомовые нужды, расход ресурсов (воды, электричества, тепла) в помещениях дома, которые не являются частями квартир - общедомовое потребление. Все ресурсы, которые потребляют жители квартир - индивидуальное потребление.

Пример ОДН по электроэнергии - это расход электричества, который пошел на освещение подъезда, лифтов и коридоров дома.

Пример ОДН по воде - это расход воды, который пошел на уборку подъезда, этажей, лестниц, а так же полив прилегающей территории и другие хозяйственные нужды.

Расход на ОДН рассчитывается пропорционально площади каждой квартиры в многоквартирном доме и выставляется в квитанции каждому хозяину квартиры ежемесячно наряду с его индивидуальным потреблением.

Как рассчитывается ОДН по воде

Математика расчета ОДН проста. ОДН - это разница между тем расходом, который определен по общедомовому прибору учета и индивидуальным расходом всех потребителей в доме.

Все многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета воды, которые установлены на водопроводных трубах в подвалах домов. Из показаний общедомового счетчика воды вычитают объем потребленной всеми жильцами воды.

Объем потребленной жильцами воды - сумма месячного потребления согласно показаниям водосчетчиков в тех квартирах, где они установлены и норматива потребления для тех квартир, где счетчиков нет.

Считается, что разница между общим и индивидуальным потреблением пошла на пользу всего дома (уборка, полив и пр.) и справедливо расписывается между всеми жильцами прямо пропорционально их площади.

В теории, ОДН не должен превышать объема воды, который реально пошел на общедомовые хозяйственные нужды и не должен превышать 2-3% от общего потребления . Однако, на практике это далекое не так, и ОДН зачастую достигает колоссальных размеров, иногда переваливая за отметку в 30%.

Откуда берется высокий ОДН по воде

Причин высокого ОДН несколько:

1. Неточность приборов учета

Первый фактор - технологические потери, обусловленные погрешностью приборов учета воды. По ГОСТУ водяные счетчики должны учитывать расход с точностью ±2%. Однако, при поверке недорогих моделей на стационарной установке бракуется до половины бытовых водосчетчиков и погрешность измерения у них порой доходит до существенных величин – 20% и более.

Порог чувствительности

Кроме инструментальной погрешности у каждого водосчетчика есть определенный порог чувствительности, выше которого прибор достаточно стабильно и точно считывает расход потребляемой воды. Но вот c расходом меньше порога чувствительности счетчики вообще могут не фиксировать потребление.

У приборов различного класса, различный порог чувствительности. Минимальный паспортный расход для водомера класса А и В - 60 и 30 литров в час, для класса С - 15. Приборы класса А более дешевы и более «экономичны» с точки зрения жильцов, потому что попросту перестают работать при минимальном потоке.

Зачастую такие потери дополнительно провоцируются неотрегулированной арматурой или подтеками сливных бачков унитазов, протечками в кранах, использованием бытовых фильтров воды (обращали внимание, как медленно поступает вода в трехступенчатый фильтр очистки питьевой воды?) и пр.

Подобные утечки суммируются по квартирам и «оседают» на общедомовом приборе учета. В составе ОДН из-за такой погрешности учета может быть «спрятано» до 30-40%. В норме же этот показатель не должен превышать 4-5% от общей суммы ОДН .

2. Водоснабжение рассчитывается по нормативу для тех у кого нет счетчиков

Простой пример: житель квартиры не имеет счетчика на воду и платит по нормативу. Он не заинтересован в экономии и льет воду сутками. Ему плевать на подтекающий бачок или не закрытый в ванной кран. Он каждый месяц будет платить фиксированную сумму, даже если израсходует в разы больше воды, чем положено по нормативу.

Проблема очень актуальна для «резиновых квартир», где прописан 1 человек и оплата за воду начисляется исходя из норматива на одного жильца, а живет в квартире пятеро и более человек. Если в многоквартирном доме процветает арендаторство, что практически всегда характерно для городов-миллионников, то превышение норматива может провоцировать до 20% от всего ОДН по воде.

Таких владельцев квартир стараются стимулировать к установке приборов учета «пугающими» коэффициентами: так с 1 с июля по 31 декабря 2015 года норматив будет умножаться на 1,2, а к 2017 году он вырастет до 1,6.

3. Сроки снятия показаний счетчиков воды не одинаковы

Каждый житель дома снимает показания тогда, когда ему это удобно. Кто-то снял 20 числа, кто-то 30-го. А с общедомового прибора учета снимают 24-26-го числа. Из-за такого временного лага возникает очередная неточность, которая вносит погрешность в учет ОДН.

Кроме того, некоторые жильцы попросту не сдают показания вовремя, просто потому что забыли, уехали в командировку или на дачу. Таким жильцам расход начисляют исходя из среднего потребления за пол года, который так же будет отличаться и не факт, что в меньшую сторону.

За счет разницы в сроках передачи показаний разница между ОДПУ и расходом, который передали жильцы может достигать 30-40% от всего расхода воды на общие нужды дома .

4. Протечки воды в подвалах, аварии трубопроводов

Во время аварийного прорыва водопровода в подвале дома часть воды «уходит в землю» до того, как авария будет локализована. При этом показания общедомового счетчика увеличатся, а вслед за ним увеличится и ОДН.

При хронических мелких подвальных протечках, на которые никто не обращает внимание, может стабильно утекать несколько кубометров в месяц. Эти потери также лягут в квитанции жильцов в графу ОДН и могут составлять от 1 до 3% общей суммы ОДН.

5. Воровство, манипуляции со счетчиками

Если ваш сосед умеет пользоваться поисковиком, он без труда найдет несколько рабочих инструкций по остановке водяного счетчика или уменьшения его показаний. Переходники, врезки, пылесосы, магниты в арсенале недобросовестных жильцов значительно уменьшают показания индивидуальных приборов учета и приводят к резкому увеличению ОДН.

6. Фальсификация и ошибки в показаниях счетчиков

Показания счетчиков могут сдаваться с ошибками. Иногда жильцы делают это непреднамеренно, а просто потому что у них плохое зрение, а в коробе стояка темно - им сложно снять точные цифры.

Но не забудьте про квартиросъемщиков, которые платят «по счетчикам», они часто занижают реальные показания водомеров вполне умышленно, а при контрольных проверках не открывают двери. Попасть в квартиру невозможно, узнать реальные показания тоже. В результате они повышают ОДН, моются и стираются за счет других жильцов.

Манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могут составлять больше 50% от общедомового расхода воды.

Особенно остро встает проблема в регионах на фоне постоянно повышающихся тарифов ЖКХ. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.

7. Халатность управляющих компаний

Редкость, но бывает, что отдельные управляющие организации без должного контроля и надзора решают какие-то свои финансовые проблемы за счет повышения отдельных статей в квитанциях, в том числе, и ОДН. Для борьбы с подобным жульничеством правительство вводит информационную систему, в которой должны будут отображаться показания приборов учета и расчеты за ЖКУ произведенные на основе этих показаний.

Распределение ОДН в многоквартирном доме

Пример из жизни: ситуация с ОДН в московском 240-квартирном доме выглядела следующим образом.

Распределение расхода воды по дому между ОДПУ и индивидуальным потреблением

Из графика видно, что расход по общедомовому прибору учета превышает индивидуальное потребление, в среднем, на 15% за 8 месяцев. И это не самая худшая ситуация, так как в некоторых домах показания ОДПУ превышают индивидуальное потребление на 30%. В любом случае, ОДН, превышающий 5%, можно смело считать высоким.

Структура ОДН в этом случае может выглядеть следующим образом:

Больше половины ОДН возникает из-за манипуляций со счетчиками, заниженных показаний и перерасхода норматива в тех квартирах, где счетчики не стоят.

Порядка 8% - погрешность самих приборов учета. Сказывается износ и проблемы с сантехникой. Несвоевременная сдача показаний и перерасчет в составе ОДН дают 15%. И реальный расход на хозяйственные нужны составляет всего 10% от рассчитанного общедомового потребления, а это порядка 1,5-2% от общего потребления.

Вывод: 90% общедомового расхода воды, который поступает в квитанции жильцам возникает из-за прорех в учете. Причем больше половины расхода прилетает по вине недобросовестных жильцов.

Картина актуальна для большинства многоквартирных домов с высоким общедомовым потреблением.

Как уменьшить ОДН по воде

Проблема сокращения ОДН - системная и при комплексном подходе решается достаточно эффективно. Необходимо нейтрализовать пробелы в учете и минимизировать технические потери.

Ведем коммерческий учет воды с точностью «до литра»

Самым эффективным решением по введению точного учета потребления является установка системы диспетчеризации воды. В основе которой лежит переход на водомеры с постоянной прямой дистанционной передачей данных в систему учета потребления. При использовании таких приборов искажение данных о водопотреблении будет минимальным, так как информация передается автоматически, и потребитель будет платить только за использованный им объем воды.

Но надо понимать, что такое возможно только при системном подходе к данному вопросу. Если поставить счетчик с постоянной передачей данных в одной квартире, то ситуацию с ОДН это не изменит.

Loading...Loading...