Оборонка и спецсчет. ВТБ счет гособоронзаказ: открытие спецсчёта, документ

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту присваивается Идентификатор государственного контракта (ИГК). Идентификатор формируется государственным заказчиком и представляет собой .
ИГК является неизменным и уникальным кодом. Он сохраняется на протяжении всего периода действия госконтракта и не может быть повторно присвоен другому государственному контракту.
Через слеш («/») код ИГК указывается перед номером контракта между заказчиками и исполнителями ГОЗ на всю глубину кооперации, а также используется .

Формирование кода ИГК

Структура кодировки идентификатора госконтракта (ИГК) определяется совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №475 и Федерального казначейства №13н от 11 августа 2015 года «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу».
В соответствии с данным приказом идентификатор госконтракта (ИГК) – это цифровой код из 25 разрядов.
Каждый разряд допускает использование только цифр (0 – 9).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Вид цены при заключении госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика
Разряды 1 и 2 кода ИГК – две последние цифры года заключения госконтракта.
Разряды 3 и 4 кода ИГК – две последние цифры года исполнения госконтракта.
Разряды 5, 6 и 7 кода ИГК – идентификационный код государственного заказчика.
Разряд 8 кода ИГК (цифры от 1 до 9) – код способа определения исполнителя. Например, закупка у единственного поставщика или конкурентный способ закупки.
Разряды 9, 10, 11 и 12 кода ИГК - порядковый номер государственного контракта. Главный распорядитель бюджетных средств в отношении каждого госзаказчика в пределах календарного года применяет сквозную нумерацию контрактов.
Разряд 13 кода ИГК (цифры от 1 до 3) – код вида цены на момент заключения контракта (ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена, цена, возмещающая издержки) .
Разряды с 14 по 25 кода ИГК (цифры от 0 до 9). Каждый государственный заказчик самостоятельно определяет применение данных разрядов. Если какие-то разряды в коде не используются, то заполняются нулями.

Пример кодировки ИГК

1 6 2 2 1 8 7 3 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Две последние цифры года заключения госконтракта Две последние цифры года окончания срока действия госконтракта Идентификационный код госзаказчика Код способа определения исполнителя Порядковый номер госконтракта госзаказчика Вид цены на день заключения госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика.
В данном случае не используется.
По идентификатору госконтракта можно определить, что:
Данный контракт заключен в 2016 году и действует до 2022 года.
Государственный заказчик – Министерство обороны России.
Закупка была осуществлена у единственного поставщика, определенного указом Президента или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Это первый контракт этого госзаказчика в этом году.
При заключении контракта определена ориентировочная (уточняемая) цена .
Разряды 14 – 25 кода ИГК госзаказчиком не были использованы.

Спецсчета (отдельные счета) для контрактов Гозоборонзаказа

В соответствии с законом 275-ФЗ по каждому контракту ГОЗа заказчики и исполнители обязаны открывать отдельные счета, и получаемые на эти спецсчета средства, можно тратить только на исполнение оборонного заказа с учетом многочисленных нововведений .
Отдельные счета прозвали «спецсчетами» , а денежные средства, поступающие на них, в силу существенных ограничений по их дальнейшему использованию - «меченые» или «крапленые» деньги .
Иногда в договорах по исполнению государственного оборонного заказа так и пишут: «... отдельный счет в уполномоченном банке (далее – «спецсчет»)...».
Режим использования отдельного счета, установленный статьей 8.3 275-ФЗ, предусматривает перечисление денежных средств только на спецсчета соисполнителей ГОЗ и при указании в платежном поручении .
Однако, законом установлены и исключения, позволяющие в рамках выполнения оборонного заказа переводить деньги на иные (не отдельные) счета. В частности, Головной исполнитель вправе ежемесячно оплачивать расходы на сумму до пяти миллионов рублей (изменение 275-ФЗ в редакции от 29.07.2017), а соисполнители более низкого уровня – до трех миллионов рублей в месяц.
После исполнения контракта возможно перечислить со спецсчета на иные счета прибыль и расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий («задела»). При этом размер прибыли и стоимость запаса согласуются сторонами ещё при заключении контракта.
Подтверждение обоснованности «задела» имеет ряд особенностей.
О введении спецсчетов и банковского сопровождения было объявлено ещё в середине 2015 года, однако до сих пор не полностью прояснены вопросы о выплате заработной платы со спецсчетов, а также использования денежных средств, полученных по одному оборонному контракту, на выполнение другого оборонного заказа.

Идентификаторы государственного контракта (ИГК) в счетах-фактурах

1 июля 2017 года в статью 169 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которого в счетах-фактурах, выставляемых при реализации и при получении оплаты, а также в корректировочном счете-фактуре указываются сведения об идентификаторе государственного контракта (ИГК). В форме счета-фактуры введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».
Организация заполняет данную строку при наличии у него соответствующей информации.
В письме Минфина от 8 сентября 2017 года №03-07-09/57870 о заполнении счета-фактуры при отсутствии госконтракта, разъяснено, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Банковское сопровождение оборонного заказа

Банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется уполномоченными банками. Такой банк обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Первоначально для оборонки было определено пять уполномоченных банков: ГазпромБанк (ГПБ), Банк ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. Распоряжением Правительства № 1702-р от 1 сентября 2015 года количество банков, сопровождающих оборонные контракты по 275-ФЗ , увеличено до девяти. В их число вошли Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Российский Капитал и Новикомбанк.
Распоряжением Правительства № 1135-р от 3 июня 2016 года состав «оборонных» банков изменен ещё раз.
Актуальный перечень уполномоченных банков публикуется в интернете на официальном сайте Банка России. По состоянию на 18 апреля 2017 года в этот список входят восемь банков: АО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», Банк «ВБРР» (АО) и АО «Россельхозбанк».

Резервирование и открытие счета для ГОЗ

Головной исполнитель в отдельности для каждого госконтракта производит выбор уполномоченного банка. Все исполнители оборонного заказа, входящие в кооперацию по данному госконтракту, резервируют и открывают в банке, выбранном «головняком».
Отдельный счет исполнителю оборонного заказа открывается при наличии полного пакета документов, в частности подписанного договора с заказчиком, в номер которого включен и указан номер ещё не открытого спецчета. Чтобы устранить это противоречие, уполномоченные банки производят резервирование номера нового с последующим его полным открытием при представлении полного комплекта документов. После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении госконтракта, спецсчета подлежат закрытию исполнителями.

У нас есть спецсчет открытый в сбербанке по ГОСОБОРОНЗАКАЗУ. МЫ УЖЕ ВЫПОЛНИЛИ ДВА ЗАКАЗА В первом и втором квартале, а деньги на счет пришли только сейчас. Можем ли мы с этого счета оплатить сырье, которое пойдет на другие заказы и можем ли мы оплатить зарплату и Налоги по сотрудникам и заказам, которые не участвуют в производстве этого заказа.

Нет, не можете. Производить расходы по конкретному ГОЗ можно только с привязанного к этому контракту спец.счета.

Закон о ГОЗ позволяет производить расходы, в том числе оплачивать налоги, только применительно к конкретному гособоронзаказу. На это указано d п. 2 разъяснений Минобороны: http://mil.ru/files/morf/instr.pdf.

В отношении гособоронзаказа любые финансовые операции, за исключением перечисленных в пункте 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ, могут проводиться только с соблюдением режима использования отдельного счета. Порядок открытия и закрытия спец.счета в рамках ГОЗ аналогичен порядку открытия обычного расчетного счета (п. 4.14 , гл. 8 Инструкции ЦБ РФ № 153-И).

Основной целью изменений, внесенных Законом № 159-ФЗ, было усиление контроля за средствами, выделяемыми для выполнения гособоронзаказа, включая контроль за движением средств через Росфинмониторинг.

Деньги со спецсчета можно направить исключительно на цели ГОЗ, а также на цели, перечисленные в ст. 8.3 и ч. 3 ст. 8.4 Закона о ГОЗ. Как поясняет Минобороны в п. 5 разъяснений (http://mil.ru/files/morf/instr.pdf), списание денежных средств на иные банковские счета разрешено только в случаях, перечисленных в ст. 8.3 Закона.

В частности, со спец.счета можно уплачивать налоги, а также зарплату при условии одновременной уплаты страховых взносов. Это позволяет п. 3 ст. 8.4 Закона о ГОЗ.

Кроме того, денежные средства можно направить на оплату иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

В состав иных расходов входят все операции по затратам, за исключением операций, совершение которых не допускается в силу ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ. Эти затраты должны быть непосредственно связаны с исполнением гособоронзаказа.

Обоснование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

«Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:*

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:*

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

е_1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

е_2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2 , , и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;*

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи .

Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается

По отдельному счету не допускается совершение следующих операций:*

3) перечисление (выдача) денежных средств физическим лицам, за исключением:

а) оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;*

б) денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения);».

Ни для кого не секрет, что государство многие годы ведет работу по упорядочиванию государственных закупок. Постоянная критика чиновников и коррупционные скандалы, срывы сроков «строек века», неудачи в области создания перспективных видов техники и в космической отрасли привели к попытке решить вопрос расхищения государственных средств кардинальным образом.

По мнению чиновников, установление контроля за расходованием средств при выполнении государственного заказа гораздо эффективнее решит проблему коррупции и воровства, чем «ненадежный» способ сопоставления задекларированных доходов и фактических расходов конкретных бенефициаров.

Итак, решение принято, государственный контроль и надзор за расходованием бюджетных средств выходят на новый уровень межведомственного взаимодействия.

Летом минувшего 2015 года был принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», последствия применения которого для частного бизнеса становятся понятны только сейчас.

Наиболее важным для исполнителей государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) можно признать введение нового института государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ, который начинает действовать:

  • с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации;
  • с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа (на сегодня это ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос»).

Дело в том, что, помимо наделения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы России и Росфинмониторинга новыми контрольными функциями в области исполнения ГОЗ, к процессу обязательного контроля подключили банки.

По состоянию на январь 2016 года, осуществлять банковское сопровождение и вести расчеты по ГОЗ уполномочены девять банков. Все они тем или иным образом подконтрольны государству. К ним относятся: ОАО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО), АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ОАО «Банк Москвы», АО «Россельхозбанк», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Упомянутые банки являются органом контроля получения и расходования денежных средств, получаемых исполнителями ГОЗ от государственных заказчиков. Также они осуществляют мониторинг расчетов по контрактам и передают соответствующую информацию государственному заказчику, в единую информационную систему государственного оборонного заказа и Росфинмониторинг.

Важно отметить, что для осуществления сплошного контроля за движением денежных средств введен новый вид банковских счетов - «Отдельный счет». Это счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу.

Суть введения данного инструмента сводится к созданию препятствий для расходования денежных средств, полученных по ГОЗ, на цели, не связанные с его исполнением.

Так, государственный заказчик может перечислить исполнителю денежные средства только на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке. В свою очередь, исполнитель обязан перечислять денежные средства своим субисполнителям также на отдельные счета, открытые в том же уполномоченном банке. И так далее по каждому исполнителю, независимо от количества участников цепочки.

Фото Ольги Вирич, Кублог

Первоначально эксперты и практикующие юристы высказывали мнение, что законодатель ограничил распространение этого правила на трех участников цепочки исполнителей. Данный вывод допускался при буквальном толковании понятия кооперации участников ГОЗ. Так, по смыслу Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее - «Закон»), расчеты с помощью «отдельных счетов» должны осуществляться между государственным заказчиком и кооперацией головного исполнителя.

При этом законодатель определил, что в кооперацию головного исполнителя входят: головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком; исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Согласно пункту 1 части первой статьи 8 Закона, состав кооперации должен определяться головным исполнителем в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, но, по состоянию на 01 февраля 2016 года, Правительством РФ такой порядок еще не был определен.

Исходя из буквального толкования закона, в состав кооперации входят всего три звена. Головной исполнитель (исполнитель для государственного заказчика), исполнитель для головного исполнителя, а также исполнитель для исполнителя.

Вместе с тем Министерство обороны РФ в лице директора Департамента Финансового мониторинга государственного оборонного заказа Ольги Витальевны Осауленко в сентябре 2015 года разъяснило, что все участники исполнения ГОЗ, независимо от уровня в кооперации, обязаны для осуществления расчетов в рамках ГОЗ использовать «отдельные счета».

Несмотря на то, что Министерство обороны РФ не уполномочено разъяснять законодательство Российской Федерации, полагаем необходимым принимать во внимание вышеизложенное мнение. Кроме того, вероятность иной трактовки Закона уполномоченными банками стремится к нулю.

Но вернемся к институту отдельного счета и основным особенностям режима его использования.

Денежными средствами, полученными на отдельные счета, можно распоряжаться в порядке, установленном статьями 8.3 и 8.4 Закона.

По общему правилу, денежные средства списываются с отдельного счета на другой отдельный счет, открытый в уполномоченном банке. То есть все расчеты в рамках ГОЗ должны отслеживаться по всей цепочке исполнителей. С этой целью в распоряжении на перевод денежных средств указывается идентификатор государственного контракта, который присваивается при заключении контракта с государственным заказчиком.

Законом установлен ряд случаев, когда допускается списание денежных средств с отдельного счета на иные счета. В частности, допускается перечислять денежные средства на иные счета для:

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.3 Закона ограничения по списанию денежных средств снимаются после получения банком уведомления от государственного заказчика об исполнении государственного контракта, при этом отдельные счета закрываются.

Таким образом, до момента завершения исполнения государственного контракта и принятия результатов его исполнения государственным заказчиком большая часть денежных средств не может покинуть пределы кооперации и остается в системе ГОЗ.

Далеко не все поставщики товаров, работ и услуг, фактически участвующие в исполнении ГОЗ, готовы к получению денежных средств на отдельные счета. Конечные поставщики гаек, щебня или электрокабеля, являющиеся десятым, а то и двадцатым звеном цепочки исполнителей, не хотят замораживать денежные средства на отдельных счетах. Ведь конечной целью любого предпринимателя является извлечение прибыли, а ждать, когда головной исполнитель сдаст результаты работы государственному заказчику, значит, вывести деньги из оборота и потерять прибыль.

Следует предостеречь желающих обойти требования Закона об обязательном контроле и обратить внимание на то, что, согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Закона, не допускается использование денежных средств, полученных по контракту, на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Уполномоченный банк вправе приостановить операции по отдельному счету, если характер операций дает основания полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. Так, указанием Банка России от 15.07.2015 г. № 3729-У «О критериях операций, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе"», к таким основаниям отнесены:

  • уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов во внебюджетные фонды в размере, суммарно превышающем 50 процентов от цены контракта;
  • перечисление прибыли при исполнении (частичном исполнении) контракта в размере, превышающем 20 процентов от цены контракта;
  • перечисление денежных средств иностранному исполнителю, если иностранный исполнитель является некоммерческой организацией или организацией, созданной иностранной структурой без образования юридического лица;
  • списание денежных средств с отдельного счета исполнителя для возмещения (компенсации) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, если указанное списание осуществляется на основании дополнительного соглашения к контракту;
  • перечисление денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета в пределах прибыли при исполнении (частичном исполнении) контракта, а также для возмещения расходов на формирование запаса одному или нескольким контрагентам по одному основанию в течение небольшого периода времени.

Кроме вышеперечисленных особенностей использования отдельного счета, статья 8.4 Закона определяет перечень операций, совершение которых не допускается. И, вопреки названию статьи, расшифровав ее, мы можем сделать вывод о том, что можно:

  • получить кредит от уполномоченного банка на отдельный счет в том же банке;
  • разместить денежные средства на депозит в том же уполномоченном банке.

Также следует упомянуть о том, что на денежные средства, размещенные на отдельном счете, не допускается обращение взыскания по исполнительным документам, за исключением:

  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору и (или) по оплате их труда.

Безусловно, внедрение сплошного контроля за движением бюджетных денежных средств в рамках ГОЗ послужит своей цели и создаст препятствия для расхитителей государственной собственности. Однако методы, применяемые государством, расходятся с принципами свободного рынка и напоминают лучшие советские практики тотального контроля и плановой экономики.

Остается только надеяться, что метод использования в расчетах «меченых» денег не распространится на другие секторы экономики и не будет применяться при государственных закупках другими ведомствами.

Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

При условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса.

Организация открыла спецсчет для гособоронзаказа. В течение какого времени после исполнения контракта должен закрыться спецсчет? И ещё по вопросу расчетов с поставщиками. Можем ли мы перечислять им деньги на обычный расчетный счет за купленные товары?

Ответ

Срок для закрытия спец.счета законом не установлен, организация вправе это сделать в любое удобное ей время.

Порядок открытия и закрытия спец.счета в рамках ГОЗ в коммерческом банке аналогичен порядку открытия и закрытия обычного расчетного счета ( , Инструкции ЦБ РФ № 153-И).

Открытие счета в казначействе регламентируется Приказом казначейства .

Деньги со спецсчета можно направить исключительно на цели ГОЗ, а также на цели, перечисленные в ст. 8.3 и ч. 3 ст. 8.4 Закона о ГОЗ. Как поясняет Минобороны в п. 5 разъяснений (http://mil.ru/files/morf/instr.pdf), списание денежных средств на иные банковские счета разрешено только в случаях, перечисленных в ст. 8.3 Закона.

В частности, со спец.счета можно уплачивать налоги, а также зарплату при условии одновременной уплаты страховых взносов. Это позволяет п. 3 ст. 8.4 Закона о ГОЗ.

Кроме того, денежные средства можно направить на оплату иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

В состав иных расходов входят все операции по затратам, за исключением операций, совершение которых не допускается в силу Закона № 275-ФЗ. Эти затраты должны быть непосредственно связаны с исполнением гособоронзаказа.

Дополнительно см. разъяснения, размещенные на сайте Минобороны: http://mil.ru/files/morf/instr.pdf (вопрос № 15).

Обоснование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

«Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:*

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

а) уплаты налогов и сборов,* таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятый государственным заказчиком товар, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем;

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;*

Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается

По отдельному счету не допускается совершение следующих операций:

3) выдача денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда, при условии одновременной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;*».

Закон №275-ФЗ от 29.12.2012. ужесточил требования к размещению государственного оборонного заказа, а также к расчетам между участниками такого контракта. Все расчеты должны проводиться исключительно через специальные банковские счета (СБС), работающие в общем режиме. Открыть его можно не в каждом банке, а только в уполномоченной банковской организации. В статье рассмотрим особенности резервирования спецсчетов, а также требования к денежным операциям по государственному оборонному заказу.

Спецсчет по гособоронзаказу

Специальный расчетный счет по государственному оборонному заказу — это спецсчет в уполномоченной банковской организации, открытый головным исполнителем, который, в свою очередь, заключил контракт с Министерством обороны России на исполнение оборонного заказа. Это необходимо для обеспечения безопасности и прозрачности расчетов по оборонному заказу между участниками контракта, а также для осуществления контроля над целевым использованием бюджетных денег со стороны государства.

Статья 8.1 Закона №275-ФЗ устанавливает особые критерии к банкам, которые вправе осуществлять обслуживание спецсчетов. На сегодняшний день отвечают установленным требованиям:

  1. ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
  2. АО АКБ «НОВИКОМБАНК».
  3. ПАО «Сбербанк».
  4. Банк ГПБ (АО).
  5. Банк ВТБ (ПАО).
  6. ОАО «АБ «РОССИЯ».
  7. АО «Россельхозбанк».

Каждый банк, в свою очередь, устанавливает индивидуальные правила открытия и резервирования расчетных БС для оборонного заказа. Так, например, зарезервировать счет в Сбербанке по гособоронзаказу можно онлайн. Для этого достаточно внести регистрационные данные компании (ОГРН и ИНН, форма собственности), указать идентификатор госконтракта, ввести номер мобильного телефона и адрес электронной почты. В течении 5 рабочих дней следует подтвердить процедуру открытия спецсчета в отделении банка, представив полный пакет подтверждающей документации. Иначе Сбербанк резервирование счета гособоронзаказ отменит, а поступившие средства вернет отправителям.

А когда проводит ВТБ резервирование счета гособоронзаказа, любые операции (поступление или списание) становятся доступны только после официального заключения договора.

Спецсчета для гособоронзаказа, как расходовать деньги

Для расчетов по обеспечению оборонного заказа установлен особый режим. Правила регламентированы в статье 8.3 Закона №275-ФЗ. Основные указания таковы:

  1. Исполнитель вправе расходовать средства со специального расчетного счета только на авансы за услуги, товары, работы, или на обеспечение нужд для выполнения государственного оборонного контракта.
  2. Расходование целевых денег проводится только с указанием идентификатора госконтракта (ИГК). Указать ИГК следует в распоряжении (платежном поручении, заявке на кассовый расход и прочее) на списание.
  3. Списание проводится только на спецсчета по оборонному заказу, поэтому у всех участников контракта должны быть открыты такие счета. Предусмотрены исключения в пп. а-з ч. 2 п. 1 ст. 8.3 Закона №275-ФЗ.
  4. Банк вправе приостановить осуществление операций по особым счетам для взыскания штрафов, пеней, неустоек и прочих санкций (ст. 76 НК РФ).
  5. Закрытие счета проводится банком после получения уведомления от Министерства обороны России (заказчика) об исполнении госконтракта.

Какие операции проводить запрещено

Установлен широкий перечень запрещенных операций по особым счетам по оборонному заказу (ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). К таковым относят расчеты по кредитам и займам, числившихся за организацией исполнителем. Также целевые средства нельзя предоставить в долг или вложить в уставный капитал сторонней фирмы.

Запрещены любые переводы физлицам, кроме оплаты труда и страховых взносов нанятым работникам или компенсаций. Деньги на выполнение оборонного заказа нельзя пожертвовать или передать в благотворительные фонды или частным лицам.

Покупка иностранной валюты, драгоценных металлов или ценных бумаг тоже незаконна. А вот разместить целевые средства на депозитном вкладе можно, но вклад должен быть открыт в том же уполномоченном банке и при условии, что проценты от оборота денег будут зачислены на этот спецсчет.

Средства на выполнение государственного оборонного контракта нельзя использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств, в том числе по договорам, соглашениям и контрактам.

Спорные вопросы

Может ли организация-исполнитель самостоятельно пополнить спецсчет?

Может. Необходимость пополнить счет своими деньгами у организации возникает в случае расчетов с уполномоченным банком за обслуживание данного спецсчета. Расходовать целевые деньги на банковское обслуживание нельзя.

На исполнителя заведено исполнительное производство. Может ли банк списать средства со спецсчета по исполнительному листу?

Если взыскателем является государство, то исполнительный лист будет удовлетворен (пп. В п. 9 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). В других случаях списание будет незаконным.

Наемный специалист требует компенсацию расходов за наем жилого помещения, можно ли рассчитаться целевыми средствами от гособоронзаказа?

Нет. Оплата проезда и найма жилья работникам средствами на обеспечение такого контракта недопустима (пп. Б п. 3 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ).

Loading...Loading...